Жил в давние времена в Крыму в Крыму очень большой змей. Он внушал людям такой страх, что даже при
его упоминании они начинали дрожать. Ну, змей и змей,
и что, обязательно его бояться надо? Как будто кто знает, что таится у него в
сердце, о чем он думает!
Как-то до змея
дошли слухи, что местный хан, упоминая о своей единственной дочери, хвастал:
«Дочь мне дороже моего богатства, власти и себя самого!»
Змей решил проверить искренность хана, ведь обычно ханы никого, кроме себя, не любят.
И вот в одну
темную ночь змей приполз в ханскую спальню, забрался на его подушку и зашипел. Хан
в ужасе проснулся, задрожал. Знаете, ханы только с виду кажутся героями, а на
самом деле они часто бывают трусливыми.
Змей спрашивает:
– Ты – хан?
– Я…
– Говорят, ты
любишь свою дочь больше себя? – спрашивает змей.
– Правду говорят,
– прошептал хан, побледнев.
Змей понял, что
хан лжет, и решил убедиться в этом:
– Хочу жениться
на твоей дочери. Если не отдашь ее, разрушу твой дворец, тебя разорю, сделаю
нищим: будешь попрошайничать, ходя по селам. И не надейся, что тебе кто-нибудь
подаст кусок хлеба. На хлеб заработать надо, а ты ничего делать не умеешь.
Хан испугался еще
сильнее, но сказать правду не решился:
– Дочь мне дороже
собственной жизни.
– Тогда будь
готов: завтра утром увидишь свое ханство
в пепле, – говорит змей.
Хан, задрожал, заплакал и стал просить:
– Бери не только
дочь, но и душу мою возьми, только богатство мое не трогай, власти меня не
лишай!
Змея
переполнило чувство брезгливости. Глядя в испуганное, залитое слезами лицо
хана, он промолвил:
– В тебе
подлости больше, чем в змее. Если бы ты хотел забрать у меня мою дочь,
пытал бы каленым железом и, мучая, не оставил бы на моем теле живого
места, если бы лишил меня всего имущества, дочь бы свою я все равно не отдал. Твое
сердце лживо, хан! И пусть люди опасаются не коварства змеи, а ханского сердца:
в нем может быть зла и коварства больше, чем в змеином. – Сказал это Змей и
уполз к себе.
Перевод мой. – Л.Ю.
Хан ве йылан // Татар халкъ масаллары. Тертиб
эткенлер: Р.Тынчеров, Ю.Болат, К.Джаманакълы – Ташкент: Девлет нефис эдебият
нешрияты, 1959. – С.15-17.
Один из символов змеи – камча. Такая змея-камча служит для того, чтобы отгонять пробирающихся в жилище злых духов. Поэтому в каждом доме тюрка на почетном месте висит камча. Она нужна не для того, чтобы подавлять близких, а для их защиты от происков демонов.
ОтветитьУдалить