15.07.2013

Крымскотатарская сказка. Хан и змей


Жил в давние времена в Крыму в Крыму очень большой змей. Он внушал людям такой страх, что даже при его упоминании они начинали дрожать. Ну, змей и змей, и что, обязательно его бояться надо? Как будто кто знает, что таится у него в сердце, о чем он думает!
 
Как-то до змея дошли слухи, что местный хан, упоминая о своей единственной дочери, хвастал: «Дочь мне дороже моего богатства, власти и себя самого!»

Змей решил проверить искренность хана, ведь обычно ханы никого, кроме себя, не любят. 

И вот в одну темную ночь змей приполз в ханскую спальню, забрался на его подушку и зашипел. Хан в ужасе проснулся, задрожал. Знаете, ханы только с виду кажутся героями, а на самом деле они часто бывают трусливыми. 

Змей спрашивает:
– Ты – хан?
– Я…
– Говорят, ты любишь свою дочь больше себя? – спрашивает змей.
– Правду говорят, – прошептал хан, побледнев.
 
Змей понял, что хан лжет, и решил убедиться в этом:
– Хочу жениться на твоей дочери. Если не отдашь ее, разрушу твой дворец, тебя разорю, сделаю нищим: будешь попрошайничать, ходя по селам. И не надейся, что тебе кто-нибудь подаст кусок хлеба. На хлеб заработать надо, а ты ничего делать не умеешь. 

Хан испугался еще сильнее, но сказать правду не решился:
– Дочь мне дороже собственной жизни.
– Тогда будь готов: завтра утром увидишь свое ханство в пепле, – говорит змей. 

Хан, задрожал, заплакал и стал просить:
– Бери не только дочь, но и душу мою возьми, только богатство мое не трогай, власти меня не лишай! 
 
Змея переполнило чувство брезгливости. Глядя в испуганное, залитое слезами лицо хана, он промолвил:
– В тебе подлости больше, чем в змее. Если бы ты хотел забрать у меня мою дочь, пытал бы каленым железом и, мучая, не оставил бы на моем теле живого места, если бы лишил меня всего имущества, дочь бы свою я все равно не отдал. Твое сердце лживо, хан! И пусть люди опасаются не коварства змеи, а ханского сердца: в нем может быть зла и коварства больше, чем в змеином. – Сказал это Змей и уполз к себе. 
Перевод мой. – Л.Ю.

Хан ве йылан // Татар халкъ масаллары. Тертиб эткенлер: Р.Тынчеров, Ю.Болат, К.Джаманакълы – Ташкент: Девлет нефис эдебият нешрияты, 1959. – С.15-17.

1 комментарий:

  1. Один из символов змеи – камча. Такая змея-камча служит для того, чтобы отгонять пробирающихся в жилище злых духов. Поэтому в каждом доме тюрка на почетном месте висит камча. Она нужна не для того, чтобы подавлять близких, а для их защиты от происков демонов.

    ОтветитьУдалить