Верность родной
стране и народу, справедливость, доброта и человечность, девичья чистота и неизменная любовь – вот о чем говорится в сказках и легендах
крымских татар.
По содержанию и
форме сказки крымских татар могут быть условно разделены на три вида: сказки о
животных, волшебные сказки, бытовые сказки.
Большая часть
сказок о животных посвящена борьбе слабых с сильными, маленьких с большими. Животный
мир в этих сказках разнообразен: наиболее частыми персонажами здесь являются
лисы, волки, львы, ослы, змеи. Сказки о животных, как правило, невелики по
объему, несложны по композиции, просты по языку.
К древнейшему
виду сказочного эпоса относятся и волшебные сказки. Идейную основу этих сказок
составляет борьба человека с враждебными ему силами. Герой сказки, борющийся за
правду и справедливость, неизменно одерживает победу.
Огромную роль в таких сказках играют помощники героя и чудесные предметы: быстроногий конь, старая пчела, благородная лиса, чудесная птица, молодильные яблоки, волшебное кольцо, живая вода, ковер-самолет, волшебный платок, чудесная скатерть и другие.
Огромную роль в таких сказках играют помощники героя и чудесные предметы: быстроногий конь, старая пчела, благородная лиса, чудесная птица, молодильные яблоки, волшебное кольцо, живая вода, ковер-самолет, волшебный платок, чудесная скатерть и другие.
Особенно
популярными и довольно многочисленными являются сказки бытовые. От других видов
сказок они отличаются большой степенью
связи с реальной действительностью. Бытовые сказки отличаются тематическим
разнообразием. Среди них значительное место занимают сказки сатирические.
Все виды
крымскотатарских сказок тесно связаны с другими жанрами фольклора: песнями, пословицами, загадками. Особенно часто используются пословицы. Приемы их употребления в
сказках разнообразны. Нередко пословицы используются в качестве заглавия
сказок: «Эйликке кемлик япма» (Не плати злом за добро), «Йигитке етмиш турлю
онер де аз» (Джигиту мало и семидесяти специальностей) и др.
Сказочное
повествование начинается, как правило, с зачина, вводящего слушателей в особый
мир, или с присказки – шутливой прибаутки, –
не связанной с сюжетом повествования.
Одним из
распространенных жанров фольклора крымских татар являются легенды. Р.И.Вуль
отмечал: «Причудливые контуры скал, заросшие лесом теснины глубоких ущелий,
таинственные провалы пещер нередко навевали фантастические образы и сюжеты
и служили источником легенд и
сказаний»*.
Самой
многочисленной группой являются легенды, посвященные природе полуострова. Таковы,
например, легенды о скалах Дива, Монах и Кошка, об Аю-Даге, скалах-близнецах у
Гурзуфа, о Демерджи-кая и т.д.
Другую, также
довольно многочисленную, группу составляют легенды, посвященные происхождению
отдельных городов и сел, обычаев и поверий, истории и культуре Крыма. Примерами
легенд этой группы могут служить следующие: о происхождении Бахчисарая, о
кизиле – шайтановой ягоде, о могиле Мамая, о таракташских партизанах.
* Вуль Р. Предисловие
к сборнику «Крымские легенды». – Симферополь, 1937. – С. 3.
Крымскотатарский сказочный эпос как никогда нуждается в масштабных, специальных, глубоко научных исследованиях. По сей день не существует научного труда, всецело посвящённого изучению этой проблемы. Богатейший культурный пласт остаётся "белым пятном" крымскотатарского фольклора.
ОтветитьУдалить