11.07.2013

Крымскотатарские сказки и легенды

Верность родной стране и народу, справедливость, доброта и человечность, девичья чистота и неизменная любовь – вот о чем говорится в сказках и легендах крымских татар.

По содержанию и форме сказки крымских татар могут быть условно разделены на три вида: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. 

Большая часть сказок о животных посвящена борьбе слабых с сильными, маленьких с большими. Животный мир в этих сказках разнообразен: наиболее частыми персонажами здесь являются лисы, волки, львы, ослы, змеи. Сказки о животных, как правило, невелики по объему, несложны по композиции, просты по языку.  

К древнейшему виду сказочного эпоса относятся и волшебные сказки. Идейную основу этих сказок составляет борьба человека с враждебными ему силами. Герой сказки, борющийся за правду и справедливость, неизменно одерживает победу.

Огромную роль в таких сказках играют помощники героя и чудесные предметы: быстроногий конь, старая пчела, благородная лиса, чудесная птица, молодильные яблоки, волшебное кольцо, живая вода, ковер-самолет, волшебный платок, чудесная скатерть и другие. 

Особенно популярными и довольно многочисленными являются сказки бытовые. От других видов сказок  они отличаются большой степенью связи с реальной действительностью. Бытовые сказки отличаются тематическим разнообразием. Среди них значительное место занимают сказки сатирические. 

Все виды крымскотатарских сказок тесно связаны с другими жанрами фольклора: песнями, пословицами, загадками. Особенно часто используются пословицы. Приемы их употребления в сказках разнообразны. Нередко пословицы используются в качестве заглавия сказок: «Эйликке кемлик япма» (Не плати злом за добро), «Йигитке етмиш турлю онер де аз» (Джигиту мало и семидесяти специальностей) и др. 

Сказочное повествование начинается, как правило, с зачина, вводящего слушателей в особый мир, или с присказки – шутливой прибаутки, –  не связанной с сюжетом повествования. 

Одним из распространенных жанров фольклора крымских татар являются легенды. Р.И.Вуль отмечал: «Причудливые контуры скал, заросшие лесом теснины глубоких ущелий, таинственные провалы пещер нередко навевали фантастические образы и сюжеты и  служили источником легенд и сказаний»*. 

Самой многочисленной группой являются легенды, посвященные природе полуострова. Таковы, например, легенды о скалах Дива, Монах и Кошка, об Аю-Даге, скалах-близнецах у Гурзуфа, о Демерджи-кая  и т.д. 

Другую, также довольно многочисленную, группу составляют легенды, посвященные происхождению отдельных городов и сел, обычаев и поверий, истории и культуре Крыма. Примерами легенд этой группы могут служить следующие: о происхождении Бахчисарая, о кизиле – шайтановой ягоде, о могиле Мамая, о таракташских партизанах. 

* Вуль Р. Предисловие к сборнику «Крымские легенды». – Симферополь, 1937. – С. 3.

1 комментарий:

  1. Крымскотатарский сказочный эпос как никогда нуждается в масштабных, специальных, глубоко научных исследованиях. По сей день не существует научного труда, всецело посвящённого изучению этой проблемы. Богатейший культурный пласт остаётся "белым пятном" крымскотатарского фольклора.

    ОтветитьУдалить