23.06.2013

Ашык Омер. Легенда о чуде

Джума-Джами. Евпатория

Ашык Омер родился в 1621 году в Кезлеве, в семье скорняка Абдуллы Кендже. Умер он в 1707 году в Кезлеве, похоронен на косе Калентир (Карантинная).
 
О том, что было в жизни крымскотатарского поэта и певца в промежутке между этими датами, известно немного. Но людская молва утверждает, что свой саз он получил от Всевышнего.
 
Говорят, в тот день учащийся медресе Ашык Абдулла оглу пришел на кладбище... Известный востоковед Феликс Домбровский в 1848 г. перевел на русский язык эту старую крымскотатарскую легенду так: 
 
«Это было под вечер. Солнце склонялось к закату, и умирающие лучи его рассыпались огненными снопами по широколиственным платанам и вызолоченным над-гробным надписям. Вдали слышны никогда неумолкаемый ропот Чёрного моря и сливавшаяся с этим ропотом песня муэдзина. Картина вечера была восхитительна. Уже на безоблачном небе зажглись огоньки звезд.

Голос муэдзина, раздавшийся вторично с высоты главного минарета, напомнил Ашыку о молитве. Сняв верхнюю одежду, за неимением намазлыка, он разостлал ее на траве и в глубоком благоговении совершил намаз. После молитвы на душе. Ашыка стало необыкновенно легко и приятно. Что-то чудное с ним совершилось. Во всю жизнь свою он не испытывал того, что чувствовал в эту минуту. Он прислонился к мраморной плите, вдавленной временем в землю, и заснул глубоким сном.

Ему приснилось, что он гуляет в саду. Вдруг свод небесный раскрылся и из него в потоке ослепительного света, спустилась на землю юная красавица. Как утренний туман, исчезающий при первом появлении лучей солнца, – такая тонкая ткань облекала ее прелестные формы. Взгляд, словно стрела, поражал сердце всякого смертного. В правой руке она держала саз.

Пораженный этим чудом, Ашык едва мог дышать от удивления и восторга. Он превратился в одно безмолвное созерцание. Несколько раз пытался он заговорить, но язык ему не повиновался. Ему даже казалось, что он никогда еще не говорил, как будто только родился на свет и начинает мыслить и постигать окружающее. Он пал ниц перед видением. «Встань! – отвечало видение. – Встань, Ашык Умэр! Велик Аллах и пророк Его. Не ропщи на судьбу, ты – ею избранный. Отныне перед твоею мудростью устыдятся и замолчат все мудрые. Возьми этот саз, как заветный талисман, и береги его как зеницу ока. Ты будешь услаждать жизнь правоверных песнями и открывать им истины».

Ашык проснулся. Долго размышлял он об этом сне, и только оказавшийся в  руках саз уверил его, что с ним точно совершилось чудо. С глаз его будто спала пелена. В это мгновенье он был похож на молодого орла, в первый раз почувствовавшего могучие силы».

1 комментарий:

  1. Тайре Хаирова27 октября 2016 г. в 05:06

    Средневековые исполнители-импровизаторы (в зависимости от жанра исполняемых ими произведений народного устно-поэтического творчества) назывались по-разному: дестанджы, масалджы, йырджы или джирав, тюркуджы, айтувджы и др. Однако в городах и горном Крыму их обычно объединяли одним словом – "ашыкъ", а в крымской степи – "джирав". В свою очередь, ашики подразделялись на странствующих (тааввуф ашыкълары), придворных (сарай ашыкълары), сельских (кой ашыкълары) и ашиков кочевых народов (джирав). Но в то же время всех исполнителей-импровизаторов могли называть просто "саз шаирлери" (поэтами, аккомпанирующими себе на сазе). В более позние времена всех стали называть одинаково - "кедай".

    ОтветитьУдалить