Джума-Джами. Евпатория |
Ашык Омер родился в 1621 году в Кезлеве, в семье скорняка Абдуллы
Кендже. Умер он в 1707 году в Кезлеве, похоронен на косе Калентир (Карантинная).
О
том, что было в жизни крымскотатарского поэта и певца в промежутке между этими датами,
известно немного. Но людская молва утверждает, что свой саз он получил от
Всевышнего.
Говорят, в тот день учащийся медресе Ашык Абдулла оглу пришел
на кладбище... Известный востоковед Феликс Домбровский в 1848 г . перевел на русский язык эту старую крымскотатарскую
легенду так:
«Это было под вечер. Солнце склонялось к
закату, и умирающие лучи его рассыпались огненными снопами по широколиственным
платанам и вызолоченным над-гробным надписям. Вдали слышны никогда
неумолкаемый ропот Чёрного моря и сливавшаяся с этим ропотом песня муэдзина.
Картина вечера была восхитительна. Уже на безоблачном небе зажглись огоньки звезд.
Голос муэдзина, раздавшийся
вторично с высоты главного минарета, напомнил Ашыку о молитве. Сняв верхнюю
одежду, за неимением намазлыка, он разостлал ее на траве и в глубоком
благоговении совершил намаз. После молитвы на душе. Ашыка стало необыкновенно
легко и приятно. Что-то чудное с ним совершилось. Во всю жизнь свою он не
испытывал того, что чувствовал в эту минуту. Он прислонился к мраморной плите,
вдавленной временем в землю, и заснул глубоким сном.
Ему приснилось, что он гуляет
в саду. Вдруг свод небесный раскрылся и из него в потоке ослепительного света,
спустилась на землю юная красавица. Как утренний туман, исчезающий при первом
появлении лучей солнца, – такая тонкая ткань облекала ее прелестные формы.
Взгляд, словно стрела, поражал сердце всякого смертного. В правой руке она
держала саз.
Пораженный этим чудом, Ашык
едва мог дышать от удивления и восторга. Он превратился в одно безмолвное
созерцание. Несколько раз пытался он заговорить, но язык ему не повиновался.
Ему даже казалось, что он никогда еще не говорил, как будто только родился на
свет и начинает мыслить и постигать окружающее. Он пал ниц перед видением.
«Встань! – отвечало видение. – Встань, Ашык Умэр! Велик Аллах и пророк Его. Не
ропщи на судьбу, ты – ею избранный. Отныне перед твоею мудростью устыдятся и
замолчат все мудрые. Возьми этот саз, как заветный талисман, и береги его как
зеницу ока. Ты будешь услаждать жизнь правоверных песнями и открывать им
истины».
Ашык проснулся. Долго
размышлял он об этом сне, и только оказавшийся в руках саз уверил его, что с ним точно
совершилось чудо. С глаз его будто спала пелена. В это мгновенье он был похож
на молодого орла, в первый раз почувствовавшего могучие силы».
Средневековые исполнители-импровизаторы (в зависимости от жанра исполняемых ими произведений народного устно-поэтического творчества) назывались по-разному: дестанджы, масалджы, йырджы или джирав, тюркуджы, айтувджы и др. Однако в городах и горном Крыму их обычно объединяли одним словом – "ашыкъ", а в крымской степи – "джирав". В свою очередь, ашики подразделялись на странствующих (тааввуф ашыкълары), придворных (сарай ашыкълары), сельских (кой ашыкълары) и ашиков кочевых народов (джирав). Но в то же время всех исполнителей-импровизаторов могли называть просто "саз шаирлери" (поэтами, аккомпанирующими себе на сазе). В более позние времена всех стали называть одинаково - "кедай".
ОтветитьУдалить