30.04.2013

Никто не забыт. Григорий Александров

Г.М.Александров

Несколько дней назад зашла речь о неизвестном авторе рассказа «Год изгнания». И вот отклики.
 
Историк и телеведущая Г.Бекирова пишет:
Автор этого замечательного рассказа известен. Вы его тоже знаете. Это удивительный человек – Григорий Матвеевич Александров, автор легендарной поэмы «Факел над Крымом».

Несколько лет назад мне посчастливилось стать автором-составителем сборника его произведений. Когда мы готовили это издание, рассказ как раз и передал нам редактор журнала «Къасевет» Шевкет Кайбуллаев. Так что авторство Григория Александрова бесспорно.

Когда я читала этот рассказ, даже не могла представить, как человек, который лично не испытал этой трагедии, мог ТАК передать трагедию матери и всего народа... Но, видимо, тем большой писатель и отличается от посредственных, что может описать чужую боль... У Александрова есть крупный роман «Сквозь вековечный стон», который, когда будет опубликован, – на что я очень надеюсь, – поставит его в один ряд с классиками русской литературы...

Зевид Газиев вспоминает:

У Александрова был очень неряшливый почерк. Кроме его супруги Галины и меня, в то время не помню, кто еще мог разобрать его. Поэтому переводили на машинописный текст его рукописи Галина и я. Галина в основном занималась книгами: «Я увожу к отверженным селениям» и «Сквозь вековечный стон». (Была задумана им и третья книга: «Я увожу к погибшим поколениям», но ее не дали возможности ему даже начать).
 
Остальные его произведения, в том числе и «Год изгнания», печатал я. Привозил из Ташкента в Алмалык рукописи и увозил машинописные тексты. Я жил в многоэтажном доме, стучать на машинке там было нельзя,
и потому Иззет Хаиров нашел частный дом.
 
В этом доме работать днем тоже не было возможности – могли заметить соседи. И мы с дочерью хозяев дома – Салигой Джеват (позже стала мне женой – Газиевой) ночами разбирались в почерке и стучали на машинке. Занавешивали окна, под машинку подкладывали свернутые байковые одеяла, но звук все равно выходил наружу. Мать Салиги Афизе ходила по двору, определяя место, где слышен стук. Отец Ибраим дежурил на улице и следил за прохожими. Если кто-то проходил мимо, давал нам знать. «Год изгнания» – лишь глава книги. Дальнейшую судьбу этой книги я не знаю. Но мне Галина сказала, что весь архив передала Али Хамзину.

Гульнара Бекирова:
Григорий Александров – личность подлинно трагическая. Кстати, через несколько дней его день рождения...

5 комментариев:

  1. Да, у Александрова был такой почерк, что очень мало кто мог что-либо понять из его письма.

    ОтветитьУдалить
  2. Чем выше у человека интеллект, тем быстрее он думает и тем более неразборчивый у него почерк.

    ОтветитьУдалить
  3. Aydin Eshref-oglu Shemi-zade18 февраля 2016 г. в 13:04

    Хороший почерк был у Пушкина, у Лермонтова. Замечательный почерк был у Альберта Эйнштейна... Так что не обольщайтесь:)

    ОтветитьУдалить
  4. У некоторых малограмотных людей такой непонятный почерк, что "расшифровать" его практически невозможно.

    ОтветитьУдалить
  5. Видимо, механизм общий - рука не догоняет мысль, но в одном случае рука не тренирована, а в другом мысль слишком быстра. Прав и Айдын: природа столь разнообразна, что в этом вопросе можно говорить лишь о тенденциях. Мы живем в мире, богатом разнообразием (хаос), в котором пытливый ум ищет и находит закономерности, а критический ум подвергает их сомнениям, в результате истина только выигрывает.

    ОтветитьУдалить