04.03.2013

«Они вокруг меня как пчелы к меду льнут»

Прочтите стихотворение Екатерины II, опубликованное в Викитеке*. Оно бездарно с точки зрения поэтического мастерства, но наталкивает на серьезные размышления о положении крымских татар и в те далекие времена, и в наши дни.

Взять хотя бы последнюю ситуацию раздора, в которой члены Милли Фирка никак не могут разглядеть те нити, за которые их дергает великий Кукловод – власть, которой никакие крымские татары вообще не нужны.

Из-за противостояния внутри народа может появиться не только новое «поэтическое» произведение, но и реальность, в которой ни ханской беседки, ни самих крымских татар уже не будет:

           «Лежала я вечор в беседке ханской
           «В средине бусурман и веры мусульманской.
           «Против беседки той построена мечеть,
           «Куда всяк день пять раз иман народ влечет.
 
           «Я думала заснуть, и лишь закрылись очи,
           «Как, уши он заткнув, взревел изо всей мочи.
           «В тот миг мой сон изчез; иман иль бык мычит?
           «Спросила я вскоча. Нет, с башни там мулла кричит,
           «Татарин отвечал, изо рта вынув трубку;
           «Дым лезет с низу вверх, как будто грецку губку
           «Наполнила вода, равно табашна вонь**;
           «И из беседки той поспешно гонит вон,
           «Вельми досадно мне, что дым был чрезвычайный,
           «Ищу причины я, случай необычайный!
 
           «Татарин не один, лежит их много тут,
           «Они вокруг меня как пчелы к меду льнут.
           «Вокруг беседки той орда их кочевала
           «И из любви ко мне тут близко ночевала.
 
           «О Божьи чудеса! из предков кто моих
           «Спокойно почивал от орд и ханов их?
           «А мне мешает спать среди Бакчисарая
           «Табашный дым и крик; но, впрочем, место рая;
           «Иль не помнит кто нашествий их на Русь,
           «Как разоряли все, как наводили трусь?
 
           «Хвалю тебя, мой друг, занявши здешний край,
           «Ты бдением своим все вяще укрепляй». 
________________

*Викитека ссылается на следующий источник: Неизданное стихотворение императрицы Екатерины II / Сообщ. Г.В.Есиповым // Исторический вестник, 1886. – Т.23. – №1. – С. 248-249. 
 
**Екатерина II (1729-1796) имела сильную привязанность к табаку: нюхала его и курила сигареты. Императрица была убеждена, что табак спасает курящего от чумы, головной и зубной боли, помогает при беременности.

Курение в России «заложил» Петр I (1672-1725). Тогда оно было очень модно в Европе, и царь ввел курение почти в обязанность не только мужчин и светских дам: всюду носили с собой табакерки и совсем юные «модницы». При Петре I Петербург превратился в самый курящий город России.

1 комментарий:

  1. Aydin Eshref-oglu Shemi-zade11 августа 2016 г. в 10:03

    Здесь, в этих складках моря и земли,
    Людских культур не просыхала плесень —
    Простор столетий был для жизни тесен,
    Покамест мы — Россия — не пришли.
    За полтораста лет — с Екатерины —
    Мы вытоптали мусульманский рай,
    Свели леса, размыкали руины,
    Расхитили и разорили край.
    Осиротелые зияют сакли;
    По скатам выкорчеваны сады.
    Народ ушел. Источники иссякли.
    Нет в море рыб. В фонтанах нет воды.

    Максимилиан Волошин.

    ОтветитьУдалить