После первых находок в Сибири прошло почти 200
лет. Надписи так и остались не прочитанными.
«Весной 1890 года в совершенно безлюдной
местности на сибирской реке Орхон финский исследователь Аксель Гейкель обнаружил
неподалеку от озера Кошо-Цайдам еще два древних памятника. Радости ученого,
который пробрался сюда вместе с братом и женой, не было предела.
Первый памятник представлял собой мощную
каменную плиту, формой напоминающую мемориальный камень. По тому положению, в каком она лежала, Гейкель догадался, что ее когда-то сбросили с
постамента. Видимо, здесь было какое-то грандиозное многометровое сооружение,
от которого остались руины*.
Неподалеку от этой плиты, не иначе как
повергнутой стелы, как заключил ученый, находился большой четырехугольный
алтарь. Рядом с ним погруженные в землю остатки какого-то длинного строения.
Гейкель составил точный план памятника. И начал копать. Вскоре обнажилась засыпанная
землей стена, выложенная из кирпичей. Работая лопатой, археологи нашли семь статуй с
отбитыми головами. Одежда и оружие, известные по находкам на Дону, Дунае и в
других районах забытого Дешт-и-Кипчака, указывали на тюрок.
В километре от раскопа Гейкель и его спутники
нашли еще один точно такой же памятник, только более крупный. Он тоже был
покрыт надписями, часть которых, к сожалению, стерлась. Он и его товарищи еще не подозревали, что
открыли надгробие принца Кюль-тегина и его брата Бильге-кагана. Найденные
надписи они скопировали и увезли с собой, а в 1892 году издали в Гельсингфорсе.
Вроде бы таинственные письмена начали обретать хозяина, хотя все точно знали,
что древнетюркской письменности не существовало – слишком диким был этот народ.
Варвары же!
Сведений о загадочной «сибирской
письменности», как осторожно называли ее, набралось уже более чем достаточно.
Следы ее были замечены и в находках около Урала, Волги, Дона, Днепра, Дуная.
Оставалось лишь найти человека, который прочтет то, что за сто лет собрано
археологами».** Продолжение темы.
________________________
* Анатолий Преловский пишет: «В свое время – более
двенадцати веков! – это, наверное, было значительное сооружение – мемориальный
комплекс, как сказали бы сейчас. Каменный храм со статуей Героя внутри, со
стенами, украшенными снаружи лепными масками, внутри – орнаментами и фресками,
посвященными подвигам Героя, монолитная трехметровая стела, установленная на
мраморном изваянии черепахи. У входа на площадку с погребальными сооружениями
стояли балбалы (каменные изображения или просто камни) – символы воинов,
которых Герой лично одолел в ратных единоборствах»//Звезда Востока. – 1991. –
№6. – С.106.
** М. Аджи. Полынь Половецкого Поля. – Москва,
1994.
И рукописи не горят, и каменные стелы с надписями не рассыпались в песок. А любая правда, даже тщательно скрываемая, рано или поздно вырывается на свободу...
ОтветитьУдалить