Гениальный поэт, публицист и педагог Юнус
Кандым проявил себя и в научной деятельности.
Словно предчувствуя, что жизнь будет короткой, Кандым спешил жить и работать. Однако никогда его желание сделать больше не
шло в ущерб качеству.
Недосягаемые для многих высоты он брал не только
талантом, но и неимоверной трудоспособностью, честностью, желанием быть
полезным народу и, следует подчеркнуть, уважением к читателю.
Однажды Юнуса Уразовича спросили: «Стоит ли
прилагать столько усилий, чтобы уточнить, 16-го или 18 апреля 1898 г. произошло в
общем-то незначительное событие?» Кандым ответил: «Но ведь это люди будут
читать». И все присутствующие совершенно отчетливо услышали, что слово «Люди»
он произнес с большой буквы. Да, Кандым относился к читателю как к достойному
собеседнику, а не как к потребителю, который «проглотит все, что подкинешь».
К сожалению, у многих крымских ученых это
качество абсолютно отсутствует. Вспомним работы В.Ганкевича.
Или вот еще факт. На одном из зданий в центре Симферополя висит мемориальная
доска: «Здесь в 1825 году жил великий русский драматург А.С. Грибоедов».
Профессор ТНУ им.В.Вернадского Л.Орехова давно доказала, что в 1825 г . данного здания в Симферополе не было. Однако доска продолжает висеть на прежнем месте. Это далеко не единичные примеры грубых ошибок или откровенной лжи. А мы, по выражению одного российского политика, продолжаем «хлебать
ее ложками».
Исследовательские работы Ю.Кандыма являются
образцом научного подхода к изучаемой теме, образцом научной этики. Например, в
монографии «Куреш мейданыны от басмаз» Кандым представил материалы о жизни,
политической деятельности и литературном творчестве Номана Челебиджихана.
Благодаря его труду Челебиджихан, погибший 95
лет тому назад, предстает перед читателем живым, почти осязаемым. Мы, читая
книгу (не художественное произведение, а сухие строки фактов!), вдруг понимаем,
что Челебиджихан был таким же человеком, как и большинство из нас: учился,
любил, испытывал материальные трудности, мечтал, скучал по друзьям на чужбине,
ошибался, страдал и был чувствителен к физической боли…
И тем величественнее его подвиг, подвиг
человека и гражданина, сумевшего во имя освобождения народа стать выше
присущего всему живому инстинкта самосохранения.
Монография Кандыма – нерукотворный памятник Н.Челебиджихану, ставшему для крымских татар
символом борьбы за восстановление исторической справедливости. Но это памятник
и самому Ю.Кандыму, вклад которого в поэзию, педагогику и науку еще оценят
потрясенные его безвременной кончиной современники и следующие за нами поколения.
Юнус Кандым сделал многое и в журналистике, и в публицистике, и в лирике, и в переводах зарубежной литературы. Его стихи с глубоким подтекстом, образностью и символикой. Память о нем будет жива всегда, потому что его стихи всегда востребованы.
ОтветитьУдалитьКак-то встретил, будучи в Акъмечети, Юнуса Кандыма. Он был чем-то расстроен. Оказалось, что ему в крымском архиве попались документы о Номане Челебиджане, которые необходимо было скопировать - всего на 170 гривен. Он пошел в меджлис, но там ему отказали... "Нариман, говорил он, Миримский отправляет для работы в турецких архивах человека, оплачивает все его расходы. Чемоданами привозят копии документов и пишут историю Крыма, как им это выгодно. А наши мне 170 гривен пожалели..." Алла рахмет эйлесин!
ОтветитьУдалить