23.01.2013

Осторожно: Запад!

 
После 70-летнего прозябания в Советском Союзе Украина устремилась к Евросоюзу.

Многие уверены: евроинтеграция Украины – это путь к процветанию, демократии и стабильности. Так ли все будет прекрасно?

Например, Россия уже имела аналогичный опыт, от последствий которого, на мой взгляд, она не избавилась и поныне. Приведу отрывок из статьи русского ученого-эмигранта князя Н.С.Трубецкого «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» (в сокращении): 

«Перед московской государственностью стояла важная задача: с одной стороны, кое-чему поучиться у Европы; с другой стороны, надо было опасаться того, как бы при этом не попасть в культурную, духовную зависимость от Европы.  

Так как народы Европы принадлежали к неправославным, т.е. с русской точки зрения были еретиками, то весь дух Европы и европейской цивилизации воспринимается русскими как дух еретический, греховный, антихристианский и сатанинский. Заразиться этим духом было особенно опасно. Московские цари сознавали всю сложность этого положения.  

Выполнение задачи заимствования взял на себя Петр I. Но задача была выполнена именно так, как не надо было ее выполнять, и произошло именно то, чего следовало больше всего опасаться: внешняя мощь была куплена ценой полного культурного и духовного порабощения России Европой.  

Заимствуя западную технику для укрепления внешней мощи России, Петр I в то же время наносил русскому национальному чувству самые тяжелые оскорбления и разрушал все те устои, на которых покоилась внутренняя мощь России.  

Так разрушил он существенно важный институт патриаршества, разрушил в правящем классе бытовое исповедничество, упразднил роль царя как образцового представителя бытового исповедничества.  

Поколеблены были не только государственно-идеологические, но и религиозные, и нравственные устои: кощунство («всешутейший всепьянейший собор») стало придворным развлечением, замена целомудренного древнерусского женского костюма бесстыдным, с русской точки зрения, европейским платьем с глубокими декольте была проведена принудительно, точно также, как принудительно загонялись на пресловутые «ассамблеи» и принуждались к предосудительному на них поведению русские бояре.  

Устои русской жизни были не только отвергнуты, но заменены своей противоположностью: царь, открыто живший без венчания с немкой-любовницей, приживший от нее детей и в довершение короновавший ее под именем «императрицы Екатерины», подавал пример предосудительного образа жизни, вместо того, чтобы, как прежде, быть образцом, бытовое исповедничество в высших классах было заменено идеалом безнационального и безрелигиозного общеевропейского чисто светского быта.  

Искупаться все это должно было тем, что-де Россия стала теперь мощной державой, а для народа явно предосудительный образ царя должен был искупаться тем, что зато это «царь-плотник», «царь-мастеровой», который не гнушается физическим трудом, работает совершенно так же, как простой рабочий, совершенно так же крепко ругается и, сверх того, бьет дубинкой важных и чванливых вельмож. 

Совершенно естественно, что всякий русский человек, в котором сильны были национальные, религиозные и нравственные устои, от этой картины должен был отвратиться. За Петром могли пойти только либо нерусские, приглашенные им на службу иностранцы, либо русские оппортунисты, беспринципные карьеристы, гонящиеся за удовлетворением мелкого тщеславия или за наживой. Знаменитые «птенцы гнезда Петрова» были большей частью отъявленными мошенниками и проходимцами, воровавшими несравненно больше прежних приказных. 

Правда, вся работа Петра была вызвана патриотизмом. Но патриотизм этот был своеобразен. Это была не привязанность к реальной, исторической России, а страстная мечта о создании из русского материала великой европейской державы, во всем походящей на другие европейские станы. Отношение к самому русскому материалу, из которого требовалось создать эту великую державу, неизбежно должно было быть не только не любовное, но прямо враждебное, ибо с этим материалом, естественно противящемуся искусственному стискиванию в рамки чужого ему идеала, приходилось вести постоянную и упорную борьбу.  

Этим объяснялась та глубокая двойственность, которой проникнута была вся жизнь Петра: с одной стороны, казалось бы, пламенная и самоотверженная любовь к родине, с другой – явно преднамеренное и злобное оскорбление национального чувства, издевательство над священными для каждого русского традициями. Никакое иностранное завоевание не разрушило бы так всей национальной культуры России, как реформы Петра, предпринятые первоначально для обороны России от иностранного завоевания.  

Благодаря тому что антинациональная преобразовательная деятельность Петра подняла на высшие правительственные и военные посты определенный тип людей, враждебных подлинной национальной стихии, и глубоко развратила высшие слои общества, в истории России начинается новый период, который можно назвать периодом антинациональной монархии».
 
Интересно, что даст евроинтеграция Украине?

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – Москва, 1995. – С. 241-243.

1 комментарий:

  1. Что даст Запад Украине? Пока только Майдан и войну...

    ОтветитьУдалить