Франс Флорис (1517-1570). Каин и Авель. Фрагмент. |
«Кодекс Куманикус» – книга, созданная в Крыму в 12 - начале 13 вв., содержит не только словари, грамматику кипчакского языка, кипчакские пословицы и поговорки, но и основные христианские молитвы, фрагменты Евангелия, ноты.
«Кодекс Куманикус» свидетельствует:
в христианских храмах Крыма молитвы читались и произносились на кипчакском
(крымскотатарском) языке.
Весь народ Крыма говорил на одном языке, а веру каждый человек выбирал
по душе. В этом, видимо, одна из причин
того, что в Крымском Юрте, а затем и в Крымском ханстве абсолютно мирно
сосуществовали храмы мусульман, караимов, крымчаков и христиан.
Это историческое явление отразилось и в языке крымских татар. Вспомним
библейскую историю: брат Каин убил брата Авеля. В монотеистической традиции это
первый случай смерти, убийства, братоубийства и горя.
Вероятно, это настолько
впечатлило принявших христианство тюрок, что имя Каина стало нарицательным и употребляется
в современном крымскотатарском языке в том же фонетическом оформлении, которому
учили их когда-то римские миссионеры: хаин – 1. изменник, предатель; 2. зловредный.
Сравните написание имени библейского Каина:
в древнееврейском – Qayin
в греческом – Κάϊν, Καϊν
в латинском – Cain
в Коране имена Каина и Авеля звучат так: Кабил и Хабил.
(Сопоставьте: нарицательные слова «комюр» и «адисе», заимствованные из крымскотатарского,
стали именами собственными в греческом
языке).
В крымскотатарском языке слово хаин
стало основой для образования нового: хаинлик – 1. предательство;
2. злодеяние, вредительство.
В современном разговорном и литературном
крымскотатарском языке хаин используется наряду с исконными и заимствованными словами:
саткъын
– продажный (о человеке);
изменник
хиянет – 1. (зло)вредный, злонамеренный; 2. изменник, предатель.
Авель и Каин были сыновьями Адама и Евы. Однажды Адам подозвал к себе обоих сыновей и сказал: "Бог повелел, чтобы каждый из вас пожертвовал чем-нибудь ради Него". Жертвоприношение Авеля Бог принял, а Каина - нет. Каина обуяла черная зависть. Он в гневе набросился на Авеля и закричал: "Я убью тебя, чтобы не быть свидетелем твоего преуспевания". Авель ответил: "Брат мой, если твое жертвоприношение не было принято Господом, это не моя вина". Прошло несколько дней. Сердце Каина сжигало пламя зависти и мести. Он отправился в горы вслед за братом. Заметив издали пасущееся стадо, подошел поближе и увидел, что его брат безмятежно спит. Каин решил не упускать предоставившейся возможности. Подняв с земли тяжелый камень, он подошел к спящему брату. Помедлив несколько секунд, он опустил камень на голову брата и таким образом положил начало всем злодеяниям в мире.
ОтветитьУдалитьВ иудаизме Каин - кузнец или коваль. Коваль и коварство одного корня. У крымских татар КАИН - злой нехороший человек, он же брат жены. Отсюда идёт "Каин ана" и "каин ата" - негативное отношение к теще и тестю известно (к тестю меньше). Почему так не знаю. Здесь есть какая то тайна.
ОтветитьУдалить"Къайын" в древнетюркском - неродной. К имени Каин отношения не имеет.
Удалить