Крымскотатарский язык относится к западнокипчакской группе тюркских языков. Кто же такие кипчаки?
Среди тюркских объединений, названиями которых в 10 веке пестрели европейские, арабские, персидские и китайские письменные источники, есть и половцы.
Половцами их называли в Восточной Европе, в Западной Европе – куманами (команами). Сами себя они называли кипчаками.
Сохранилось немало исторических свидетельств о внешности половцев. В древних китайских рукописях они описываются так: «Люди с белокурыми волосами и голубыми глазами». Славяне, называя их половцами, возможно, подчеркивали отличие этого народа от остальных властителей Степи.
Полова – остатки колосьев, стеблей ржи, пшеницы – золотисто-желтого цвета. Отсюда половцы, то есть светловолосые люди.
Красота половецких девушек и женщин отмечается в хрониках времен грузинского царя Давида Строителя и воспета в поэзии великого Низами (12 век). Автор «Слова о полку Игореве» называет их «красными девицами» – красавицами. Причем, кроме них, ни одна другая женщина «Слова», даже Ярославна, этим эпитетом не отмечена. А.Е. Крымский подчеркивает особую стать половецких юношей и мужчин.
В русской официальной историографии половцы, то есть кипчаки, представлены людьми дикими, жестокими, «разбойниками с большой дороги», «погаными». Например, св. Мефодий отмечает: «Монголы в числе прочих избили и множество безбожных половцев, ибо много зла сотворили окаянные половцы земле Русской и сего ради всемилостивый Бог хотел наказать безбожных сынов израилевых половцев, чтобы отмстить за кровь христианскую».
Называя половцев окаянными, летописец причисляет тюрок к израильтянам и радуется тому, что монголы в качестве десницы божьей выступили защитниками христиан.
М.-А.Чепа приводит строки из поэмы "Искандер-наме" великого Низами (который сам нежно любил свою супругу-половчанку Апак), прославляющие красоту кипчакских женщин, чьи косы, "как цепи", а стан:
ОтветитьУдалитьКипарис, полный свежести! Розовый цвет
Раздающая розам, их просьбам в ответ!
Каждый взор ее черный – сердец похититель.
Не один ее взором сражен небожитель.
А уста! Из-за них в шумной распре базар!
Сколько сахара в них! Верно – целый харвар.
На героя поэмы Искандера (Александра Македонского) сильнейшее впечатление производит кипчакская девушка по имени Нсандарджихан – не только прекрасная, но и проявившая отвагу и умение в битвах:
О, нежнейшая роза, не знавшая пыли,
Все бои твои богом овеяны были.
Повлекла за собою ты душу мою:
Ты на пире – парча, ты прекрасна в бою.
Я в боях тебя видел, сражавшейся смело
И конем распаленным владевшей умело.
Но и здесь что приманчивей взоров твоих?
В день войны, в час утех ты прекрасней других.
Чепа М.-А. Княгиня Анна та Вiщий Боян – свiточi людяностi у часи жорстокостi / Етноси Украiни. Альманах. – Киев, 2000.
Секретарь египетского султана XIV в. Ал-Омари так характеризует кыпчаков: «…один из лучших родов Тюркских по своей добросовестности, храбрости, избеганию обмана, совершенству своих станов, красоте своих фигур и благородству своих характеров. Из них (состоит) большая часть войска Египетского, ибо от них (происходят) султаны и эмиры его (Египта)».
ОтветитьУдалить