«Къырымгъа кельген сонъ, пусламызны шашырдыкъ. Бирдемлик ёкъ, эр кес оны озюндже анълай. Бир-биримизни агъач къурты киби кемиремиз. Кечмишимизге де къол котердик. Эдждатларымызнынъ тарихындан, татарлыкътан бир шей къалдырмакъ истемеймиз. Бу янъы болшевизмдир, не мараз?»
Строки из рассказа «Къараманлар» («Герои») крымскотатарского писателя Ибраима Куртумеровича Паши (1918-2008). В сокращенной цитате приводятся слова из речи учителя Бекира, в которой он говорит о том, что после возвращения в Крым народ потерял свой компас: нет единства, которое теперь каждый стал понимать так, как ему заблагорассудится; люди грызут друг друга, словно древесные черви; замахнулись даже на свое прошлое: на историю предков и татарство – камня на камне не хотят оставить. Это новая форма большевизма. Как иначе назвать эту болезнь?
Произведение написано в 1998 году в с.Тахта-Джами.
Источник: Паши И. Санат инджилери. – Акъмесджит: Таврия, 2005. – 60 с.
Понимание национального единства было и продолжает оставаться разным. Было единство отрешенных от собственных выгод и интересов национал-идеалистов, пытавшихся защитить и обустроить свой народ, построив общество на справедливых, полезных и понятных всем равным правилам; было "единство", навязывавшееся с помощью "демократического централизма", когда интересы отдельного национального сообщества жертвовались в пользу объявленного "гегемоном" безликого пролетариата; есть ещё и отдельный вид единства, когда "корытные устремления" корпорации карьеристов, демагогов, откровенных жуликов и всякого рода проходимцев, облечённых в мантию "народных представителей", представляются "народным (национальным) единством". Последний вид "единства", именуемый "курултай-меджлисом 1991-2014", крымским татарам хорошо известен, хотя и полностью ими не понят.
ОтветитьУдалить