«Наш народ с большим интересом и желанием посещал театр. Билетов всем не хватало, поэтому в зале [имевшем 1 100 посадочных мест] устанавливались дополнительные стулья. Но и это не помогало. В конце концов двери театра широко распахивались, и вся масса [ожидавших «лишнего билетика»] вваливалась в зал».
Строки из воспоминаний актрисы Сельме Муратовой, работавшей в 1920-е годы в Крымском государственном татарском драматическом театре (был открыт в Симферополе 15 октября 1923 года). Цитата приводится по книге С.Керимовой «Страницы истории крымскотатарского довоенного театра и драматургии» (с.169).
Для справки
Театральное искусство крымских татар имеет давнюю и богатую историю.
Средневековые арабские авторы, европейские ученые-историки и путешественники, описывая Крым, отмечали и наличие в нем высокого сценического искусства.
В 1750-1760-е годы в Бахчисарае ставились пьесы классиков мировой драматургии.
В результате исторических потрясений развитие прогрессивных достижений в культуре Крыма остановилось более чем на сто лет.
14 октября 1901 года в Бахчисарае для театральных представлений было выделено отдельное помещение.
Название второй столицы Крымского ханства произошло от ставки прорицателей - Бахши, которые всегда селились неподалёку от ставки хана(Бия) и поначалу называлось это место Бахшисарай. Точно также, как и селение неподалеку от летней ставки Бату-хана в Эски-Казан. Селение с точно таким названием есть и в нынешнем Казахстане. Изменение Бахшисарая в Бахчисарай произошло под культурным влиянием персов и Ислама. В книге Исы Капаева "Бессмертная смерть" есть много интересного на этот счёт.
ОтветитьУдалить