17.02.2017

О смысле политики



«В то время, когда можно было в полках [крымских] татар-новобранцев выделять в особые роты, их, напротив, разбивали по ротам, и в ротах по взводам – и вообще старались так, чтобы два татарина в одной отдельной части не могли лицом к лицу встречаться. Эту бессмысленную меру ничем нельзя было оправдать. Добродушный и простодушный татарин никак не мог понять смысла такой политики. Он привык нести военную службу в отдельных частях, в которых он в течение 100 лет участвовал во всех крупных войнах, [честно исполняя свой долг]».

Цитата из статьи Османа Акчокраклы (1879-1938), написанной летом 1917 года. В ней отмечается (текст автора в сокращении), что воинские подразделения, сформированные только из крымских татар, «участвовали в Отечественной войне, дрались с врагом под Смоленском и Бородиным, где блестяще отличились. Часть их, преследуя бегущих французов, ворвалась в Восточную Пруссию, где приняли деятельное участие в осаде укреплений Данцига. …Участвовали в русско-турецкой войне 1828 года, в осаде и взятии русскими войсками Варны, в Крымскую кампанию 1854 года – в защите Севастополя. Во время битв, даже тяжело раненные, оставались в строю, были выносливы и предпочитали плену смерь».

И все-таки крымскотатарские боевые подразделения постоянно подвергались различным переформированиям. Акчокраклы пишет: «Неизвестно, играла ли роль… ненавистническая и лживая политика… или же это было сделано по каким-либо военно-техническим соображениям. Но… крымские татары никак не могли согласиться с тем, чтобы великое государство или царь изменили своим торжественно данным обещаниям о том, что они будут нести военную службу в отдельных частях. Бессмысленно строгий режим в полках того времени, кормление солдат-татар свининой, обязанность становиться на молитву наряду с православными с обнаженной головой перед иконостасом, отсутствие при полках магометанского духовенства, пение солдатских песен, в коих очень часто упоминается… оскорбительное слово «бусурмане» – все это вместе взятое усилило дезертирство среди татар и переселение их в Турцию».

Литература:
О.Акъчокъракълы. Военная служба крымских татар / Эсерлер топламы. – Акъмесджит, 2006. – С.79-82.

Использован рисунок «Офицер Лейб-гвардии Крымско-Татарского Эскадрона». 1830-е – 1840-е гг. Бумага, литография, акварель. Размер изображения: 33,7 х 25,1 см. Под изображением по центру выгравировано название рисунка, ниже графитным карандашом надпись: «Escadron de la Garde des Tartares de la Crimee».
Электронный источник: kabinet-auktion.com/auction/art30/8/

7 комментариев:

  1. Удивительное дело: незабвенный Осман Акчокраклы возмущается, что крымским татарам не дали возможность воевать и умирать вместе, в крымскотатарских подразделениях во многочисленных войнах романовской империи. Хотя, уместно было бы возмущаться тем, что обещанное Екатериной 2 освобождение от обязательного призыва в армию было нарушено и отменено...
    "Киназ-къазакъ шапкесин де чыкъарып бир эгильди:
    - Испасиба, испасиба, ой карашо сиз, - деди, -
    Гвардие татарларны пек сюемиз биз, - деди....
    (Амди Гирайбай "Иджрет").

    ОтветитьУдалить
  2. Aydin Eshref-oglu Shemi-zade18 февраля 2017 г. в 00:52

    Согласен с Nariman Ibadullaev, что слова "честно исполняя свой долг" неуместны. Перед кем долг, перед властью, которая земли отнимала, книги жгла, школы открывать не разрешала...? Но более того удивляет, что наши современники гордятся служением крымских татар в царских войсках.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемые Нариман и Айдын бей! Мы прочитали один текст, а его смысл каждый понял по-своему. С одной стороны данное явление вполне нормально, с другой - это своеобразное свидетельство "конфликта внутри этнической системы".

    ОтветитьУдалить
  4. Aydin Eshref-oglu Shemi-zade18 февраля 2017 г. в 00:55

    Не согласен, что это конфликт "внутри этнической системы". Прислужников колониальной системы народ образно назвал "бирбучукъ мырза". Сознательные прислужники и завербованные несчастные составляли ничтожную часть населения. Доли процента. Да и конфликта не было. Просто народ знал, что есть "бирбучукъ мырза".

    ОтветитьУдалить
  5. Айдын бей, конфликт не в наличии "прислужников" - это константа на все времена и для всех народов. Конфликт кроется в восприятии данности (в нашем случае - информации Акчокраклы).

    ОтветитьУдалить
  6. Любой народ отличается от других в том числе собственной "шкалой ценностей", чем определяется степень сопротивляемости народа ассимиляционным процессам. Отмена, дарованной Екатериной 2, вольности крымским татарам от рекрутчины началась с выпрошенных новомурзами привилегии для их отпрысков надеть панталоны и служить в Конвое ея императорского высочества. Для примера напомню рекомендацию иудеев для всяческого уклонения от службы в чужестранной армии. Но если уж довелось служить, то в атаку подниматься последним... В русской армии был всего один-единственный офицер-иудей, который впоследствии весь свой опыт отдал на создание сионистских военизированных соединений в Палестине, где мирные евреи вдруг превратились в самых безжалостных боевиков.

    ОтветитьУдалить