Корень крымскотатарского слова «аркъадаш» – «аркъа» (спина). Ранение в спину у тюрков, в том числе и у крымских татар, считалось позорным. Наиболее ярко о данном факте повествуется в эпосе «Манас»:
Такой вот мужчина
От женщины отличается чем?
От женщины отличается чем?
Недруга увидев,
Спиной повернулся к врагу,
Не останавливаясь, бежал,
Думал, что спасется он,
Да наказал его Бог», – говорят.
«На теле у него
Рана, да скрывает он», –
Товарищ его потихоньку нам сказал.
«Да и вы тоже храбрец –
Рана, оказывается, у вас на спине», –
Некоторые издевались так.
Манас. Киргизский героический эпос. – М, 1988. – Книга 2. – С.392-393.
"Гарун бежал быстрее лани,
ОтветитьУдалитьБыстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку — и бежит!.."
Joldas/жолдас
ОтветитьУдалитьУ крымских татар тоже есть такое слово: "ёлдаш" (букв. попутчик).
УдалитьАдаш на уйгурском: қандақ Адаш ахвала!? Шукри альхамдулила дәйду Адаш!
ОтветитьУдалитьМужская доблесть, воинская слава, презрение к смерти, подвиг - как высшая цель жизни до крушения Крымского ханства и волн исхода с родной земли воинствующих степняков - составляли основу характера основателей государства. Это хорошо описано в стихотворении "Яхши олюм" Бекира Чобанзаде.
ОтветитьУдалитьТанърым, бу къулунъ сорамай яраттынъ
Уйреттинъ, бильдирдинъ, къойлар къараттынъ.
Мен бильмий тувдым, бильмий олийим,
Тувгъанда джыладым, ольгенде кулейим.
Танърым! Бер магъа бир яхшы олюм,
Эгильсин душманнынъ о магърур башы.
Эр акъшам будур баш дуам
Дженазем огюнде джыйылсынъ юртум.
На смену этим составляющим характера крымского татарина-героя пришли черты менталитета горожанина(как тата так и эрзац-ногая) с его склонностью к соглашательству (компромиссу), торговле национальным достояниям - как материальным, так и духовным. И не удивительно, что сам Бекир Чобанзаде, поднявший в своих произведениях идеологемму "джигитизма" был обвинен соотечественниками-интернационалистами в пропаганде "чуждых идей" и в конце концов расстрелян.