03.03.2015

Крымским татарам не нужны окольные пути


В соцсетях активно обсуждается новая тема: являются ли крымские татары коренным народом Крыма. Сразу же появились те, кто стал утверждать, что крымские татары относятся к национальным меньшинствам или к малочисленным народам: «В Украине или в России мы будем меньшинством, ибо не являемся коренным народом Украины или России, а некоторые думают, что речь идет только о Крыме».

По-моему, данная тема, как и некоторые аналогичные, а также стремление отдельных крымских татар кому-то что-то доказать, ведут людей к цели окольными путями или вообще уводят в другую сторону.

Несколько слов об обсуждаемых терминах.


НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА. Международные документы и законодательство РФ не содержат определения национального меньшинства. В различных европейских государствах имеются свои, «домашние» определения. Группа сравнительных социологических исследований Хельсинкского университета в 1975 году провела  обследование, в ходе которого вычленила четыре основных критерия национальных меньшинств:

- самоидентификация в качестве таковой;
- происхождение;
- чётко выраженные культурные характеристики, в первую очередь наличие общего языка;
- существование социальной организации, позволяющей взаимодействовать внутри меньшинства и с другими группами населения.

Итак, как же это определение «расшифровывается»? Попросту говоря, если народ ощущает себя национальным меньшинством, то он таковой и есть. Словом, как назовем себя, так и «поплывем». Скажите, зачем крымским татарам самим на себя вешать ярлык национального меньшинства?

МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ. Посмотрите Федеральный закон от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями):

«Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее – малочисленные народы) – народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

Следовательно, и данный термин не касается крымскотатарского народа. Мы не малочисленный народ. 

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ. В различных международных документах определение этого термина варьируется, но в основу каждого из них положено слово «самоидентификация» –  самоидентификация как принадлежность к коренному народу, нации или общности. (По документам, на которые дал ссылки член Миллий Меджлиса Надир Бекиров: facebook.com/groups/atr.tv/1086759751349780/?notif_t=group_comment_follow)

Словом, если сам себя идентифицируешь как коренной народ – значит, коренной. Вот и все.

ВОЗМОЖНО, кто-то посчитает мои предположения преувеличением, но скажу открыто: в социальные сети специально подбрасываются темы, которые подхватывают люди, стремящиеся в них досконально разобраться. К сожалению, такие обсуждения редко приводят к конструктивным выводам и обычно превращаются в пустую стрельбу из пушек по воробьям. Поэтому если кто-то выносит тему на обсуждение, а кто-то решил включиться в ее обсуждение, пожалуйста, задайтесь вопросом: на пользу ли она нашему народу? Не уводит ли она от цели, к которой стремится каждый крымский татарин? Наша цель – восстановление национально-территориальной государственности. Путь к ее достижению намного короче и не связан с приведенной выше терминологией. Просто прочтите несколько строк из данного документа:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав»

Руководствуясь Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав» и исходя из политического и социального значения полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав народов, подвергшихся необоснованным репрессиям, Верховный Совет постановляет:

1. Отменить акты высших органов государственной власти СССР, послужившие основой для противоправного насильственного переселения отдельных народов из мест постоянного проживания, ограничения прав граждан из числа этих народов, а также незаконной ликвидации некоторых национально-государственных образований. (http://www.ndkt.org/postanovlenie-verhovnogo-soveta-sssr-ob-otmene-zakonodatelnyh-aktov)

Таким образом, Российская Федерация как правопреемник СССР на основании данного постановления должна восстановить государственность крымских татар. Все. И не стоит изобретать велосипеды с переименованием самоназвания, доказывать автохтонность, бороться за права караимов и крымчаков. Наша программа-минимум: Россия признаёт незаконность ликвидации Крымской АССР и восстанавливает национально-территориальную государственность крымских татар. Остальные вопросы будем решать по мере возникновения))

3 комментария:

  1. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав») Москва, Кремль, 7 марта 1991 г.
    «Руководствуясь Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав» и исходя из политического и социального значения полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав народов,подвергшихся необоснованным репрессиям, Верховный Совет постановляет:
    1.Отменить акты высших органов государственной власти СССР, послужившие основой для противоправного насильственного переселения отдельных народов из мест постоянного проживания, ограничения прав граждан из числа этих народов, а также незаконной ликвидации некоторых национально-государственных образований....
    Отменить: ...
    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР»;...
    Ст.2 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1967 год, № 36, стр. 493);
    4.Отмена указанных в настоящем Постановлении нормативных актов не означает автоматического решения национально-государственного устройства и административно-территориального деления, возникших вследствие насильственного переселения отдельных народов. Рекомендовать Верховным Советам республик, исходя из их компетенции, рассмотреть указанные вопросы и принять по ним необходимые решения, не допуская ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих в настоящее время на соответствующих территориях.
    Кабинету министров СССР совместно с высшими органами государственной власти и управления республик организовать до конца 1991 года практическое восстановление законных прав репрессированных народов.»

    ОтветитьУдалить
  2. Вот, кстати, российское законодательство, которое обязывает органы власти РФ восстановить нашу государственность, но рамках их нынешней черносотенной идеологии они ее выполнять не собираются, (статьи поменял местами специально):
    Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов"
    Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов.
    Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
    Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
    Статья 5. Восстановление и изменение национально-государственных образований репрессированных народов осуществляются на основе законодательного регулирования межнациональных отношений.
    Статья 6. Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения. Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случаях может устанавливаться переходный период. Решение об установлении переходного периода и восстановлении национально-территориальных границ принимается Верховным Советом РСФСР.
    Статья 7. Политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упраздненные национально-государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
    Статья 4. Не допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов.
    Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

    ОтветитьУдалить
  3. Нардуган Ибрагим4 сентября 2015 г. в 05:11

    В советское время - в 60-70 прошлого века - была широко известна концепция одного узбекского учёного Вахабова, по которой крымским татарам "научно" доказывалось, что не может быть восстановлена государственность народа и они не могут вернуться на родину в Крым.

    ОтветитьУдалить