25.02.2015

Мой отец Джавтобели

Аякъта тургъанлар: Амза (Э. Шемьи-заденинъ къардашы Зулейха Шемьи-заденинъ акъайы), Осман Амит, Зиядин Джавтобели, Амди Алим, Эшреф Шемьи-заде, Гулом Шади (озьбек шаири), Умер Ипчи, Ыргъат Къадыр, Алтанълы.

Помнится, что последние громко, в микрофон, сказанные слова Р.Чубарова были такие: «Снести Ленина!»
Через несколько дней судьба Крыма круто изменилась. Аналогично в последние годы многим представителям довоенной творческой крымскотатарской интеллигенции ставится в вину, что некоторые свои произведения они посвящали Ленину, КПСС. Нередки нападки и на крымских татар, воевавших в Великую Отечественную войну: мол, защищали тоталитарный социалистический строй. Возможно, эта жесткая бескомпромиссность по отношению к представителям своего же народа и делает нас такими беспомощными в достижении общей цели?

В сплошном потоке негатива ободряющими и внушающими оптимизм показались слова Руслана Менлиазизова, вспоминающего своего отца – поэта Зиядина Джавтобели (настоящая фамилия Менлиазизов, 1905-1991). Не отрицание исторических фактов, а их осмысление, стремление понять поступки других, память и любовь – вот основа его рассказа, светлого и волнующего.

«Мой отец – поэт Зиядин Джавтобели! Здесь я пишу без всякой редактуры, поэтому не придавайте значения литературному стилю. Я рассказываю то, что у меня в данный момент на душе. Меня согревают воспоминания об отце, его друзьях, я мысленно возвращаюсь в далекий Самарканд и в Ташкент, где бывал отец, участвовал в съезде писателей стран Азии и Африки в 1958 году...

Отец был романтиком, похожим на Светлова и Багрицкого, на Аркадия Гайдара, веривших, что простой пастух может стать поэтом, ученым, дипломатом. Зиядин Джавтобели – поэт ленинского комсомола, он прошел путями жестоких испытаний как в отношении однопартийцев, так и в отношении своего народа. В жизни отца было всякое, но он сумел сохранить оптимизм и любовь к людям, а это сложно в наш динамичный век. Люди не успевают поговорить друг с другом, все бегут, бегут, а надо остановиться и подумать: куда бежим? Для анализа биографии отца необходимо много знать и понимать.

Это был умнейший человек своего времени. Не все мог он говорить и делать, но даже то, что сделал, оставило глубокий след в памяти людей, с которыми он общался. Отец любил собеседников, отдавал им частицу своего сердца. Но, как оказалось, и у него были враги. Меня вот интересует, кто на него донес и отправил в ГУЛАГ, где он пробыл с 1938 по 1947 год? Ведь это был кто-то из своих, крымских татар. В то время доносили часто: от зависти или еще по какому неизвестно поводу. Да и сейчас хватает всяких

Отец очень много знал, но держал в себе, так как вокруг него шныряли агенты КГБ, а после лагерей он, потеряв первую жену, не хотел терять и вторую, боялся потерять и троих детей. Не проявляя себя по-настоящему в поэзии, он умел в устном общении увлечь собеседников вглубь истории, цитировал великую классику. Его любили и уважали академик Вахид Абдуллаев и доктор филологии Василий Ларцев. У отца был друг Шамиль Алядин. О нем он всегда говорил с уважением. Они часто писали друг другу, были разговоры о поэзии. Но со мной отец редко говорил о литературе. В основном я черпал знания из домашней библиотеки. Сейчас среди книг, которые есть у меня, хранится и книга, в которой Шамиль Алядин пишет об отце.

Отец для сына всегда образец. Сын растет, стараясь быть достойным отца. Я уже полвека занимаюсь историей, и полвека меня многие историки недолюбливают, потому что я никого из них не обожествляю, ибо знаю: у каждого своя правда, пережитая каждым своя жизнь... Надо уметь в огромном потоке лжи находить крупицы правды, беречь ее и нести дальше, через сыновей и внуков. У меня нет чинопочитания, надувательства щек, я сын простого крымского татарина - маляра Зиядина Менлиазизова. Но я горжусь своим отцом и несу то знамя, которое он мне вручил – знамя знаний и уважения к простым людям.

...За моим окном в Пушкине – Октябрьский бульвар, 3:45 ночи. Я смотрю на снежинки, и все еще слышу голос отца. Совершенно необыкновенный, добрый и самый ласковый в мире голос. И вдруг я так пронзительно ясно осознал, что никогда... никогда уже не буду жить рядом со своим папой... вот так запросто, как в детстве, идти с ним по улице, взявшись за руки, я никогда... никогда не смогу привезти его в Крым... Мой папа... Мой отец... Самый сильный и мудрый мужчина на земле... Даже уйдя из жизни, отцы остаются с нами... Ни один мужчина не может стать хорошим отцом, пока он не научится понимать своего отца. Один отец значит больше, чем сто учителей. Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно».

15 комментариев:

  1. Данный материал следует еще отредактировать, чтобы появилась некая логика в воспоминаниях и в соприкосновение с личностью отца. Одно то, что он писал стихи на арабице, читал лекции на русском языке, блестящи знал поэзию крымских татар говорит о том, что человеком отец был необыкновенным.

    ОтветитьУдалить
  2. Вновь всплывают картины далекого летнего вечера, когда отец спал на деревянном настиле, для летнего сна и для отдыха, в саду, под кустами виноградника, с кистями черного кишмиша, завернутыми в бумагу, и чудесных роз, которые мама берегла от сглазу. Может, и отцу снились сны о далеком детстве, о первых учителях и первых попытках писать. Поэзия степного края Крыма, что у деревни Джавтебе, недалеко от Керчи, возбуждала юного пастуха слагать стихи. Может, ему снились сны о далеком крае своего детства, где являлись образы старых знакомых? Асана Чергиева, поэму которого под названием «Такъдир» он помнил наизусть. Или о своем учителе, Абдурамане Бари Аджимендили? А может, он слышал далекие мелодии крымских татар, которые исполняли Шевкет Ягъа, Билял Фахри?
    Может, снилось отцу детские строки

    Тавда, чельде яшарман,
    Морковь, хияр ашайман.
    Авджыларны корьгенде
    Титремеге башлайман!

    Или

    Меним омрюм пек аздыр,
    Къуванчым тек бир яздыр,
    Тюшме бала пешиме,
    Мен кетейим ишиме.

    Когда это было? - может, задавал себе вопрос старик-отец, повторяя Усеина Токътаргъазы, своего кумира юности. И повторял стихи, выученные в детстве:

    Недир дюнья ве йылдызлар?
    Ничюн яратылдыкъ бизлер?
    Бильмек ичюн буны сизлер:
    Керек эсап, язы, окъу!

    Дуньянынъ бир пайы топракъ,
    Сув – учь пайы – денъиз, чокъракъ,
    Бунъа кунеш верир сыджакъ
    Будыр эсап, язы, окъув!

    А мальчик, который «сторожил» сон отца, сидя на стуле и перелистывая увлекательную книгу, страницу за страницей, был заворожен сюжетом повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».

    ОтветитьУдалить
  3. Только теперь, когда отцу приблизился столетний юбилей, во мне проснулось желание вновь дерзнуть на написание книги, я осмелился взяться за перо и решил рассказать своему брату Эмилю, своим сыновьям Тимуру и Марату, а также родным и близким о том, каким был наш отец и их дедушка и каким надо быть в условиях грядущих трудных дней таинственного двадцать первого века.
    Еще мне припомнилась картина Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал». Художник живописал море, проникал в поэзию морской стихии. Картина висела над головой отца в комнате, где он ночами переживал свою жизнь и творил ее в стихах поэм и четверостиший.

    Картина «Девятый вал» - одна из самых выразительных картин романтического направления в русской живописи, написанный Иваном Константиновичем в 1850 году. На картине изображено раннее утро после ночной бури. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну – «девятый вал», готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля.
    Еще в глубокой древности считалось, что в движении морских волн есть определенная ритмическая последовательность, при которой через определенные промежутки времени одна волна бывает более крупной, чем остальные. В этой картине нашло свое отражение представление о «девятом вале», как о символе грозной опасности.
    Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления. Она полна света и воздух и вся пронизана лучами солнца, проникнута настроениями, сообщающим ей оптимистическое звучание. Яркий блеск утренней зари, живительный свет и тепло солнца вселяют уверенность в победном исходе борьбы человека с природой.
    Этому в значительной степени способствует колористический строй картины. Она написана звучными, яркими красками, и колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового, лилового, зеленого, синего и фиолетового тонов. Мажорная, красочная гамма «Девятого вала» звучит радостным гимном мужеству людей, выдержавших жестокую борьбу со страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихией.

    ОтветитьУдалить
  4. Зиядин Менлиазизов (Джавтобели)
    1905-1991

    Зиядин Менлиазизов 1905 сенеси Къырымнынъ Керчь тарафында, Джавтобе деген койде, барлыкълы койлю къорантасында догъды. Кой мектебинде окъугъанда, оджанынъ тесири алтында, халкъ эдебияты нумюнелерини озь дефтерине язып ала да, баладжа шиирлер язмагъа огрене. Кой мектебини битирип, 1923 сенеси Акъмесджит дживарындаки Тотайкой техникумына окъумагъа кире. Шу йылы кузюнде «Янъы дюнья» ве «Яш къувет» газеталарында ильки шиирлер басылып башлай. Онынъ ильк шиирлеринден «Къызыл байракъ», «Къызыл йылдыз» ве дигерлери 1925 сенеси «Янъы дюнья» газетасына басыла.1925 сенеси татилинде «Яш къувет» газетасынынъ секретары ве эдебий хадими олып ишледи. Мында онынъ эдебий фаллиги артты. 1926 сенеси Къырым Девлет нешрияты онынъ «Инкъилябий шиирлер» деген ильки джыйынтыгъыны чыкъарды.1927 сенеси, Тотайкой техникумыны битирип, койде оджалыкъ этти, мектеп мудири олды. 1928 сенеси область партия комитеты оны «Янъы дюнья» газетасына секретарь ёллады. Эм газетада чалышты, эм де Къырым пединститутынынъ ичтимайи-икътисадий факультетинде окъуп, оны 1932 сенеси битирди ве аспирантурагъа кирди. Айни заманда, Къырым Девлет нешриятында редактор чалышты. Бу вакъыт «Большевик ёлу» журналынынъ редколлегия азасы олды.
    1935 сенеси Къызыл Орду сафларында хызмет этти. Акъмесджитте чалышув девиринде юксек мектеплерде, курсларда дерс берди.
    1936-38 сенелери арбий хизметинден сонъ кенеКъырым Девлет неширятларында муаррир олып чалышты. Бу девирде онынъ «Яш несиль йырлары», шиирлер джыйынтыгъы чыкъты.
    Шаирнинъ яратыджылыгъы гурлеген бир вакъытта оны совет органлары апске алып ГПУ зинданына бракътылар.
    1938-46 сенелери Сталин лагерлеринде булунды. 1947 сенеси Самаркъандкъа, сюргюнликтеки аилесине келип къавуша.
    1946-1987 сенесине къадар чешит къара ишлерде чалышты. Дженктен сонъ шаир: «Йырла инсан», «Эдебиет севдалары», «Чешит йыллардаки шиирлер» киби шиирлер джийынтыкълары бастырды.
    Зиядин Джавтобели 1991 сенеси 16 июньде Самаркъанд шеэринде сюргюнликте вефат этти.
    ПУШКИН 2005 ГОД

    ОтветитьУдалить
  5. Ночь темна. Звезды над Самаркандом усыпали небо. Ветер в деревьях нашел свою ветку. Лежу я на деревянном настиле, в саду отца, и мечтаю о Звезде, которую следует открыть. И прозвали меня Звездочетом влюбленным. Но я верю в свою Звезду. Она откроется мне и упадет с неба. В бреду повторяю строки, запомнившиеся мне из книг, что стояли в его библиотечке, в саду, в небольшом помещенье…

    В шорохе ветра, в дыханье пустыни,
    В запахе пряном восточных базаров,
    Чудятся сказки, живые поныне,
    Непревзойденной в веках Шехерезады.

    Мед твои речи, и мудрость бездонна,
    Ночи волшебные в тысячу сложишь.
    Месяц внимает тебе с небосклона,
    И равнодушным остаться не может.

    Всё в твоих сказках – любовь и коварство,
    Верная дружба и горечь измены,
    Храбрым в награду – небесное царство,
    В обществе гурий, не знающих тлена.

    Вечер спустился на землю прохладой.
    Дивная ночь манит негой и лаской.
    Вновь отворила уста Шехерезада.
    Внемлет султан. Начинается сказка...

    Да, мир - это чудо, сказка, прекрасная и бесконечно удивительная. И каждый день смотрю я на мир, и каждый день удивляюсь, словно вижу его впервые: мир - повседневный и вечно прекрасный, древний и вечно новый, неизменно влекущий к себе...

    ОтветитьУдалить
  6. Отец часто помогал мне в учебе, отмечая по тому или иному предмету свой взгляд на исторические личности: "Чингиз-хан под влиянием навязчивой идеи уничтожил целый ряд цивилизаций, но он почитается национальным героем в современной Монголии. Наполеон угробил сотни тысяч солдат ради своих амбиций, но остается в памяти людей как романтическая и довольно уважаемая личность. Возможно, через некоторое время в таком же пиететном стиле будут преподносить и Гитлера, и Сталина".

    ОтветитьУдалить
  7. Мощь интеллекта не аналог морали,- не раз мне повторял отец, во время моих студенческих штудий, - так же как не стыкуется с моралью истинный профессионализм. Любые знания способны быть восприняты полярно; из общего источника нередко пьют и тот, кто совершает преступление, и тот, кто ловит этого преступника. С позиций вечности трудно сказать, какой из полюсов угоден Богу, ибо в Природе нет различия между добром и злом, людям же свойственно периодически менять свое мнение. "Когда бредущий караван вдруг поворачивает назад, хромой верблюд тотчас оказывается впереди", - с усмешкой говорили аксакалы Востока и часто повторял отец. И те, кого вчера считали гнусными преступниками, сегодня объявляются мудрейшими руководителями, а те, кого сегодня пишут в экстремисты, возможно, станут завтра украшением нации.

    ОтветитьУдалить
  8. Отец перебирал четверостишья в поисках гармонии и правды. В строках восточных поэтов - Алишера Навои, Саади, Насими, Бируни, Джами, Фирдоуси он находил многое из того, что волновало его и звало в глубь человеческих страстей…. А может, в это время, вспоминал о своих сверстниках и учителях, что остались в памяти с далеких времен юности, - Усеине Токътаргъазы, Шевкете Ягъа, Билял Фахри, Абдурамане Бари Аджимендили, Асане Чергиеве… Но, думаю, что он погружался в мир восточной классики, чтобы вдохнуть воздух Гюлистана, а при случае, вдохновить своих коллег и друзей. Нас он постоянно подпитывал всем необходимым, чтобы мы росли здоровыми душой и телом, чтобы были аккуратны в отношениях с людьми и, конечно, трудились, не покладая рук над собой.
    Я перебираю клавиши, набирая воспоминания об отце. Пусть строки, которые лягут на страницы этой повести, лягут в ваши сердца, дорогой читатель. Вспомните своих родителей. У них судьба не легче моих. Для умеющих видеть и слышать – жизнь прекрасна. Для глупца она сложна и неуютна. Странствуя в своей памяти, хочу поделиться сокровенным, о великом поэте, труженике и мечтателе, которому судьба не всегда благоволила. И только беспредельный оптимизм вывел отца из трагического водоворота жизни, и оставила в памяти родных яркий огонь человеческой любви.

    ОтветитьУдалить
  9. 1937 ГОД ОТЦУ ТРИДЦАТЬ ДВА ГОДА...
    Поток времен свиреп, везде угроза,
    Я уязвлен и жду все новых ран.
    В саду существ я сжавшаяся роза,
    Облито сердце кровью, как тюльпан.
    ОМАР ХАЙЯМ
    Только поэзия в душе спасла меня от бреда и безумия тех лет, говаривал отец...
    Новая Конституция Крымской АССР, принятая в 1937 году Чрезвычайным съездом Советов Крыма, закрепила эти изменения. Согласно ей аппарат государственного управления практически лишился всякой автономии. В случае расхождений между законодательством РСФСР и Крымской АССР на территории республики действовали законы и распоряжения центральных ведомств РСФСР.
    11 марта 1937 года – арестован редактор областной газеты "Ени-Дунья" Т.С.Баяджиев.
    В период с апреля по сентябрь 1937 года по обвинению в принадлежности к "контрреволюционной националистической организации" были арестованы заведующий сектором крымско-татарского художественного вещания республиканского радиокомитета Р.М.Рефатов, бывший редактор татарской газеты "Ени Дунья" М.М.Недим, нарком земледелия Крымской АССР Ф.А.Мусаниф, директор педагогического института М.Э.Бекиров, бывший нарком просвещения республики Р.М. Александрович, нарком просвещения Б.А.Чагар, председатель ЦИК Крымской АССР И.У.Тархан.
    17 сентября 1937 года НКВД был арестован А.А.Самединов, незадолго до ареста снятый с поста председателя СНК Крымской АССР.
    За "вредительство" – гибель двух свиноматок на ферме – к 10 годам лишения свободы был приговорен колхозник села Биюк-Озенбаш Куйбышевского района Мустафа Демерджи.

    ОтветитьУдалить
  10. Смотрите на фото: Осман Амит расстрелян гестаповцами в 1942, Джавтобели - 10 лет в ГУЛАГе, Шемьи-заде - из тюрьмы-в тюрьму, Ипчи умер в заключении, Ы.Кадыр погиб на фронте...

    ОтветитьУдалить
  11. Помню в детстве, мне было лет 9, в гости к отцу пришел старик. Был нетороплив, лицо смуглое, черты степняка. Улыбался, подарил нам шоколадки... Это был Зиядин ага Джавтобели... Аллах рахмет эйлесин!

    ОтветитьУдалить
  12. Это было в Узбекистане? Или приезжал в Крым? Он ведь так и не смог вернуться на родину, умер в 1991 году.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это было в Самарканде... 1981 год...

      Удалить
  13. Венера Абибуллаева27 февраля 2015 г. в 11:31

    А я жила по соседству в Узбекистане с семьей дочери Умера Ипчи. С детьми в одну школу ходили.

    ОтветитьУдалить
  14. Когда я вспоминал о "ДЕВЯТОМ ВАЛЕ", то представил два таких вала - это Первая и Вторая мировые войны, которые унесли более 100 миллионов жизней! Это трудно представить и остаться в живых в таком водовороте было большим счастьем. Отец в разговоре с соседями на свадьбах и просто в общении всегда напоминал землякам об этом и советовал, семь раз отмерить и один раз отрезать, прежде чем принимать серьезные решения в любом деле.

    ОтветитьУдалить