08.12.2014

А.Лызлов о еде и обычаях крымских татар



«И объядшися мертвою кобылятиною и упившися кобыльим молоком с вином [крымские татары] спят такожде дни три и четыре… И того ради спящих их россиане и литва даезжают, такожде донския и запорожския казаки неосторожно спящих их яко мух давят… Сами [крымские татары] не крадут, такожде и крадущим возбраняют – граблением богатеют».

Цитата из главы «О вере и обычаях татарских во время войны и во время покоя» в книге Андрея Ивановича Лызлова «Скифская история». Рукопись была написана в 1692 году, издана же она была только в 1776, второе издание – в 1787 году.

А.Лызлов – участник Крымских и Азовских походов. Цитату оставляю без комментариев. Что в ней правда, а что вымысел – судить читателю.

Использовано фото обложки книги А.И.Лызлова «Скифская история». Издание 2-е. Часть 1. Москва, 1787.

Литература: Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. / Ред.-сост. Араджиони М.А., Герцен А.Г. – Симферополь, 2004. – Часть 1. – С.588.

11 комментариев:

  1. Насчет вина. "Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма" Ч. 1.Стр.52. Иоган Шильтбергер. О Красной (Золотой) Татарии: "Был я также в Золотой Татарии, где жители из хлебных растений сеют только одно просо. Вообще они не едят хлеба и не пьют вина, которое у них заменяется молоком лошадиным и верблюжьим". (Написано в период пленения баварского солдата во время крестового похода 1396 г.)

    ОтветитьУдалить
  2. В году тысяча пятьдесят седьмом году Хиджры (в 1648 год от Рождества Христова) В Бахчисарай явилось посольство гетмана Богдана (Зиновия) Хмельницкого. Мельниска, как называет его очевидец тех событий Кырымлы Хаджи Мехмед Сенайи, просил военное помощи против польских магнатов.

    В Книге походов Ислам Герая III Сенайи дает этому пояснения: «поместные дворяне страны Лехистан, то есть собаки, которые сходят за достопочтенных людей, находились в состоянии вражды с пограничными неверными днепровскими казаками (Озю казагы) и были заняты подготовкой, чтобы прийти с войском и уничтожить всех запорожских казаков, и тогда истый лев, военачальник запорожских казаков, то есть племени людей, бьющих в колокола, гетман по имени Мельниска, взлелеял в душе желание удостоиться чести стать мусульманином, а так как он истый борец, способный хорошо послужить Аллаху вечному, то, возможно, что он и станет мусульманином».

    Сообщение любого источника должно восприниматься критически. Перекрестной проверкой легко установить, что прибытие казацких послов в Бахчисарай – это факт. Один из источников даже уточняет, что была весна, и послы в столице правоверного монарха праздновали Пасху… якобы, стрельбой. Разгневанный Ислам Герай III послал узнать, отчего это гяуры расшумелись. Узнав же, причину, хан послал казакам бочку вина. Об этом была сложена песня, записанная позднее одним из украинских писателей.

    Откуда у хана вино? На этот вопрос отвечает сам почтенный Хаджи Мехмед Сенайи: «Хазрет падишах — пристанище побед и высшая звезда в созвездии воинов — пребывали довольными на своем высокосчастливом троне, и в угоду своим склонностям проводили дни в попойках и весельи (иш-у нуш), достигая в этом своих желаний, а это одно из славных обычаев правителей и владык, ибо способствует лучшему исполнению государственных дел и предписаний шариата».

    М-да. Из песни слова не выбросишь – «Руси есть веселие пить, не можем без того быть» (йийе ве иче, кона ве коче). Это бытовая черта, касающаяся всего Крыма, и Ялты в первую очередь. По преданию, Пророк Муххамад – да благословит Его Господь и помянет во Царствии Своем – был доставлен к нему священным конем Бараком на свидание в Иерусалим. Путь был труден, и Господь предложил Своему Пророку напиться – на выбор: молоко, воду или вино. Пророк выбрал воду, и Аллах сказал, что такой выбор достоин подражания его последователями.

    Да, но ведь вино-то Пророку предлагал сам Аллах, отвечали на это татары. И вот, «Золотые чаши все до одного были полны красным, как рубин, вином. Был там и кумыс, и мед, арак и пиво» (Книга походов).

    ОтветитьУдалить
  3. Шевкет Ибраим10 декабря 2014 г. в 03:12

    Но все-таки я думаю, что это исключение из правил, того что касается употребления вина. Ведь для того, чтобы тебя назвали пьяницей на Руси, нужно было в доску упиваться и, возможно, валяться под забором. А вот чтобы тебя назвали пьяницей в Крымском ханстве и даже после, достаточно было, чтобы тебя увидели пару раз пьющим и один раз пьяным. Как у нас говорят? Адынъ чыкъандже джанынъ чыхар!)))

    ОтветитьУдалить
  4. Оговорюсь, что впервые Книга походов Кырымлы Хаджи Мехмед Сенайи была издана в Польше. Я пользовался переводом, почерпнутым из интернета. О достоверности спорить можно, но не по одному приведенному мной эпизоду. Читайте целиком. На мой взгляд, там все достоверно...

    ОтветитьУдалить
  5. Спорить тут не о чем, друзья. Между процитированными отрывками почти 300 лет. Это две совершенно разные эпохи. В 14 веке виноделие и продажа вина были характерны для юго-восточных территорий Крыма, которыми владели сначала генуэзцы, а потом венецианцы (ну и греки, еще до итальянцев). Степи были под властью золотоордынцев, которые никогда производством вина не занимались.(До них были половцы, тоже кочевники). Да и зачем им вино? Им вполне хватало слабоалкогольного кумыса.)) Имхо, если что.)) Вопрос возникновения и развития виноделия в Крыму - вопрос интересный. Думаю, что культура виноделия пришла в Крым с греками. Все это навскидку, специально этот вопрос не изучала.

    ОтветитьУдалить
  6. Так много информации. Получается, татары алкаши были! А я вот читал, что вино впервые появилось в Крыму! Что вообще виноград родом из Крыма. А на остальных материках он появился позже. Что именно вино делали аборигены в догреческий период, и греки попали сюда не случайно. Они пришли именно из-за того, что здесь был рай для винограда. И тут они забирали лозы у аборигенов и культивировали. Вот так, дорогие мои. Чесна гаваря, Крым и был колыбелью ЧЕЛОВЕКА! Так что все человечество началось в Крыму!

    ОтветитьУдалить
  7. Шевкет Ибраим11 декабря 2014 г. в 13:24

    Вино делали и в до греческий период, это верно. Этому есть подтверждения археологических раскопок, скажем тавров, в могильниках которых были найдены виноградные косточки. Современные исследования подтвердили их родство с нынешними аборигенными сортами. Что касается виноделия, то, конечно, оно зародилось давно, и Крым никак не может быть очагом виноделия и виноградарства. Однако последние изыскания ученых на генетическом уровне подтвердили, что основные аборигенные сорта Крыма происходят из дикого винограда растущего в Крыму или завозного винограда, скрещенного с местными сортами.

    ОтветитьУдалить
  8. Рустем Аметов8 декабря 2016 г. в 09:53

    У Возгрина и покруче есть: "низкорослые, чёрные, страшные, кривоногие..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тот Самый Который Меджитов8 декабря 2016 г. в 09:54

      Такая чушь

      Удалить
    2. Рустем Казаков8 декабря 2016 г. в 09:58

      История - это самая лживая наука, кто знает где правда, а где ложь. Каждый период преподносится по разному в угоду политике. А самое главное, если вы узнаете, что было тысячу лет назад, как это поможет вам в судный день?

      Удалить
    3. Рустем Ваапов8 декабря 2016 г. в 10:02

      А разве это история? Обычная гадость, написанная из ненависти к народу, слепленная, видимо, в пропагандистских целях. Можно рассуждать на темы исламских традиций не употреблять в пищу падаль или скотину, забитую зверем, отказ от спиртного и всякое такое, а можно просто взять на заметку то, что враг не дремлет. История полезная наука для тех, кто к ней прислушивается.))

      Удалить