4 сентября в передаче «Гравитация» на телеканале АТР (тема «Немой язык») был поставлен вопрос: «Почему в школьной программе нет обязательного изучения двух государственных языков – украинского и крымскотатарского?» Хочу «вставить свои 5 копеек» и высказать свое мнение по двум пунктам.
I. На мой взгляд, в передаче осталась не услышанной очень важная проблема, которую подняла С.Каджаметова: в школе крымские татары не могут полноценно изучать родной язык. Несмотря на то, что такая возможность ЕСТЬ, директора школ «с попустительства» городских и районных отделов образования лишили крымскотатарских школьников этой возможности.
Значит, данную проблему можно решить, написав, например, жалобу в прокуратуру за нарушение конституционных прав граждан крымскотатарской национальности?
II. Прав заместитель министра образования А.Аблятипов, когда говорит, что никто не может (и не имеет права) заставлять школьников изучать все государственные языки.
Думаю, не стоит по этому поводу спорить и много говорить. Достаточно в Закон о языках народов Республики Крым, который пока не принят, внести примерно (ибо я не юрист, но смысл) вот такие пункты:
Статья 3. Правовое положение языков
1. Государственными языками Республики Крым являются крымскотатарский, украинский и русский языки (в алфавитном порядке перечисление языков, по предложению Л.С.Селендили).
2. Принцип равноправия государственных языков Республики Крым реализуется в праве ее граждан в полной мере пользоваться любым из них.
3. Право граждан на пользование любым из государственных языков республики гарантируется возможностью обращения к представителям государственной власти на каждом из государственных языков и обязанностью государственных служащих исполнять свои функции также на любом из этих языков.
Если это будет зафиксировано в Законе о языках, то для поступления на государственную службу станет необходимым условие владения тремя государственными языками. И многие родители решат, что изучение их детьми всех государственных языков – дело перспективное. Они пойдут на это не потому, что так хотим мы, крымские татары, а потому, что таковы условия жизни. Тогда, к примеру, чтобы быть понятыми, Ассоциации крымскотатарских учителей «Маарифчи» не придется писать свои письма в министерство образования на русском языке. Аналогично и в других сферах нашей жизни.
Конечно, осознание такой необходимости не придет ко всем прямо завтра. Пройдет какое-то время. А нам срочно начинать надо с того, о чем говорила Сафуре Каджаметова: крымскотатарским учащимся Республика обязана создать условия для реализации их конституционного права на полноценное изучение родного языка.
Вы тут: что делать? что делать? А посмотрите, как отписался председатель Меджлиса Р.Чубаров в Фейсбуке. Его ваши проблемы, кажись, совсем не волнуют, потрепал языком - выполнил долг патриота: https://www.facebook.com/groups/atr.tv/permalink/963918840300539/
ОтветитьУдалитьИнтересный получился диалог. Вот человек ставит конкретный вопрос:
Dinara Akhtemova
А что конкретно можно сделать? Украинский нам включили в программу - три часа в неделю. Крымскотатарский остался факультативом и пока неизвестно сколько часов в неделю получим. Говорят, часы сформируют по количеству заявлений. Как добиться того, чтобы крымскотатарский стал предметом как и остальные языки?
Рефат Чубаров
В мире немало примеров того, когда реальное равноправие и равное функционирование двух и более государственных языков на территории всей страны или ее части обеспечивается исключительно через обязательное (если хотите, законом принуждаемое) их изучение в дошкольных и школьных учреждениях.
При этом, не имеет значение государственные эти образовательные учреждения или частные…
Следовательно те, кто утверждает, что, мол, в Крыму нельзя «принуждать» родителей согласиться с тем, чтобы все школьники, независимо от языка обучения, являющегося государственным (одним из трех), одновременно изучали еще два государственных языка, как минимум, просто некомпетентны…
А как же иначе можно обеспечить реальное трехъязычие?
Рефат Чубаров
Обязательность, установленная государством, и означает равное отношение ко всем государственным языкам.
И это отношение, заложенное еще в дошкольном и школьном учреждениях, подкрепляется множеством иных «равностей» во всех сферах жизнедеятельности общества: в управлении и выборных органах (гарантированное представительство), в медиа-сфере, рекламе, …вплоть до дорожных указателей…
Российская же политическая система не приемлет такие принципы как собственно на российской территории, так , тем более, в Крыму…
Мерьем Османова
Асан, ваши реальные предложения по вопросу? Например в нашей школе заувч предложила мне ( т.е. родителям) решить вопрос о том, что заявлений для проведения уроков крымскотатарского языка не набралось в достаточном количестве и таких уроков в школе не будет
Рефат Чубаров
В тех странах, где законом установлена обязательность изучения ВСЕХ государственных языков, родителей НИКТО и не спрашивает. Они, родители, просто обязаны исполнять закон
Мерьем Османова
лично мне мало понятны эти бла-бла-бла про обязанность государства и так далее. Хотелось бы конкретных предложений, кому написать, пожаловаться, потребовать и т.п.
Мне кажется, первое, что могли бы сделать наши представители, это вставать на защиту тех специалистов, которые реально могут что-то изменить в данной ситуации.
ОтветитьУдалитьПриведу один лишь пример: насколько я знаю, когда уволили Л.Селендили, говорить об этом с властями решилось всего пару человек, и они были совсем не из тех, кто сегодня яростно позиционирует себя первыми активистами от крымских татар. Думаю, это произошло исключительно из-за позиции самой Селиндили к некоторым из этих представителей. Сразу скажу, я не знаю, что из себя представляет она как специалист, но за все время только от нее я увидела пример конкретных шагов в направлении решения проблемы. Благодаря ее активности, многие их моих знакомых написали заявления в школу и добились, чтобы их приняли.
К сожалению, от Р.Чубарова я так и не услышала этих примеров. Поэтому я считаю: первое: мы должны знать и выявлять таких специалистов из числа крымских татар, второе: те, кто могут как-то их продвигать и защищать от произвола властей, обязаны это делать, не смотря на различие в позициях и мнениях. Третье: представители от крымских татар должны определиться, являются ли они политиками, представляющими наш народ в Крыму, либо они позиционируют себя политиками международного масштаба. И то и другое одновременно делать невозможно, я считаю. Если они политики международного масштаба: идите нафиг с крымского пляжа в Киев, Москву, Америку, Европу и забудьте про народ.
Что сейчас делать с языком? Думаю, что всем специалистом, хорошо знакомым с этой проблемой, можно было бы на своих страницах в соц. сетях выложить образцы заявлений в различные органы, которые обязаны заниматься данным вопросом, куда бы люди, неравнодушные к данному факту, могли бы эти заявления направить и получить официальный ответ. Дальше надо продолжать в том же духе. У нас есть все доступные мирные способы борьбы за наши права, и мы должны их все использовать по возможности.
Ознакомилась с проектом Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие языков армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов (2015-2020 годы)». Моё мнение - нет никакой конкретики. Все скомкано в кучу. Для изучения крымскотатарского языка (и обучения на нем), который является одним из трех государственных на территории Республики Крым, необходима совершенно отличная от всех других программа. Если язык возведен в ранг государственных, то в школах, на мой взгляд, он должен преподаваться как обязательный предмет, иначе это просто пол строчки в Конституции, которые совершенно никак не исполняются.
ОтветитьУдалитьНа сегодняшний день изучение крымскотатарского языка никак не поддерживается. Привожу конкретный пример. Мой сын учится в 4 классе ОШ №43, в классе 7 крымских татар, родители которых написали заявление с просьбой изучения языка как предмета ещё в мае этого года. Нам же выделили 1,5 ч факультатива. Вопрос - почему?
Я настаиваю на том. чтобы разъяснили, какие условия должны быть соблюдены (хотя эта формулировка априори невозможна по отношению к Государственному! языку), чтобы наши дети могли изучать свой родной язык как предмет. Очень часто в Вашей программе упомянута формулировка "поможет сохранить межнациональное согласие". Так вот, чтобы этот пункт хоть как-то реализовывался, не надо строить препятствия для изучения родного языка коренному народу полуострова. На мой взгляд, все 3 языка, возведенные в ранг государственных, должны быть обязательной частью школьной программы вне зависимости от того, хотят этого дети и родители или нет. У нас же получается, что даже те, кто хочет, не могут воспользоваться такой возможностью.
С 1687 года наш народ стараются СОГНУТЬ, РАЗОГНАТЬ, УНИЧТОЖИТЬ «падишахи» разных стран. Всем нужна НАША земля, но МЫ никому не нужны. Наш народ спокойный, не воинственный – но упорный и сильный духом. Двадцать шесть лет назад КТО нас хотел пускать на Родину? Никто. Слушали мы их? Нет. Сами ехали. Сами вгрызались в землю. Сами обустраиваемся. Всякие «харабуги» вечно будут выскакивать из «той самой табакерки» и стараться помешать нам. И что? Мы будем на них тратить свое время? Пусть КАЖДЫЙ крымский татарин на своем месте и на своем уровне выполняет свою работу во благо своего НАРОДА. Несмотря ни на что надо идти к своей цели. И, если надо, каждый раз, как мудрый полководец, строить новую тактику на конкретную ситуацию. Не дают изменить топонимику? Напиши название своей улицы на своем языке, на своем заборе. Не хотят учить наш язык? Говори в своей семье, со своими соседями, знакомыми соотечественниками только на своем языке. (Остальные сами, ТАЙНО, начнут учить. А вдруг ВЫ про «НИХ» что-то СКАЗАЛИ). Не разговаривают чиновники разного уровня на твоем языке? Бери пример с Заира Смедляева. И таким образом действуй всегда. Только с вееееежливой улыбкой на лице. Пусть позитив будет верным вашим спутником. А «харабугам» будет… Сами они, просто так ничего не отдадут.
ОтветитьУдалитьПоддерживаю на все 100%. Наш народ победил персов, победил римлян, победил золотую орду и на этот раз -эту войну мы выиграем. 240 лет московское иго продолжается на нашей крымской эемле. Скоро кончится этот ад.
УдалитьНа самом деле ничто так не сближает и не консолидирует нацию, как подобные провокации. И чем их больше, тем консолидация будет прочнее. Известно высказывание одного из сионистских лидеров, который в своё время сказал, что если бы у него было достаточно средств, то он бы создал группы лже-антисемитов и послал бы их в страны еврейского рассеяния, чтобы они антисемитскими действиями принуждали евреев к консолидации и возвращению на родину.
ОтветитьУдалитьпросто нужно сменить инфантилизм на прагматизм и вперед с песней)))
ОтветитьУдалить