09.05.2013

Вели Ибраимов. Последнее слово

Вели Ибраимов (в центре)

Сегодня Нардуган Ибрагим опубликовал на своей странице в Facebook материал о В.Ибраимове.

Об этом легендарном человеке в СМИ немало сведений. Но в материале Нардугана Ибрагима подкупают простота, четкость и ясность изложения. Стиль предлагаемой информации соответствует, на мой взгляд, не только характеру, но даже внешности Вели Ибраимова:

«9 мая 1928 года после процесса, организованного с подачи Сталина, был расстрелян председатель КрымЦИКа, видный деятель национально-освободительного движения тюрко-мусульманских народов Российской империи Вели Ибраимов (1888-1928). Председательствовать на суде был командирован член Центральной Контрольной Комиссии ВКП(б) Арон Сольц, заседателями назначены Измайлов, Кудрявцев, Тархан. Обвинителями на суде стали Фридберг, Гралов и Чагар.

Всего по делу было привлечено 17 человек. Вели Ибраимову было предъявлено обвинение по знаменитой «58-й»  ст.58 п.8 (террор), а также ст.59 п.3 (участие в бандитской шайке), ст.116, ч.2 (растрата).

В своем последнем слове В. Ибраимов сказал:

– Москва потребовала от меня, чтобы я поселил в Крыму иудеев. Мне было дано прямое указание. Я ответил, что даже если в Крыму и есть пустующие земли, то это земля детей Крыма, изгнанных из земли отцов и дедов деспотичным царизмом. Прежде всего, надо признать их право. Так велит нам коммунизм. Это и есть настоящий ленинский путь. По этой причине я не могу выделить еврейским переселенцам ни пяди земли. Вместе с товарищами, разделяющими мои взгляды и мысли, я выступил против подлецов, проповедующих политику сионизма под личиной коммунизма, выступил против врагов человечности. Это было причиной приказа уничтожить меня. Этот приказ и выполняют члены суда, состоящего из сионистов. Будучи чистым и безгранично преданным революционером, перед общественностью я не виновен, виновен сегодня перед нынешним составом суда. Виноват, по их мнению. Кто меня судит и за что меня судят, я знаю очень хорошо.

В конце своей речи Вели Ибраимов добавил:

– Я не могу удержаться только от одной просьбы к суду. Она в следующем. Расстреляйте меня, но знайте, что я не враг революции. Не пятнайте меня этим, потому что я революционер с 25-летним стажем. Мое прошлое свидетельство тому… 

Фото из архива Низами Ибраимова

С расстрелом Председателя в Крыму начались запоздалые меры по приведению мятежного полуострова к общесоюзному стандарту: коллективизация, сопряженная с раскулачиваем, массовые репрессии против национальных кадров республики, выселение семей в Архангельск, на Урал, Среднюю Азию. 40 тысяч крымских татар было репрессировано и выслано в период раскулачивания, которому до последнего сопротивлялся председатель КрымЦИКа.

Но ни эти репрессии, ни последовавшие в тридцатые годы «чистки» не смогли уничтожить детище Вели Ибраимова и его соратников – возрожденная после 130-летнего гнета крымскотатарская государственность в виде Крымской АССР стала объективной реальностью, разрушенной лишь массовой депортацией коренного народа».

2 комментария:

  1. и сегодня выясняется то, что Крымская АССР было очередным обманом крымских татар
    Недим Халилов

    ОтветитьУдалить
  2. Рустем Ваапов17 апреля 2017 г. в 12:49

    Расстрельный список от 5 марта 1938 г.:
    1. АБЕЛЯЕВ Аблямит
    2. АБДУЛЛАЕВ Сеит Амет Сеит
    3. АЗИЗОВ Якуб Азизович – ученый философ
    4. АЙВАЗОВ Сабри Абибулаевич – редактор «Терджимана», председатель первого Курултая, публицист, ученый-языковед
    5. АКЧОКРАКЛЫ Осман Нури Асанович – историк, этнограф.
    6. АЛЕКСАНДРОВИЧ Рамазан Мустафаевич – нарком просвещения 1934-37гг.
    7. АСАНОВ Абедин Фегми
    8. БАДАНИНСКИЙ Усеин Абдурефиевич – директор Бахчисарайского дворца-музея
    9. БАЙРАШЕВСКИЙ Ягья Ибрагимович – ученый-языковед, преподаватель Крымского пединститута
    10. БАХЧИВАН Решид Меметович
    11. ГАЗИЕВ Мемет Бели
    12. ГАФАРОВ Джафар Абдулла - писатель
    13. ДЖЕМАЛЕДИНОВ Абдулл Керим – ученый-языковед
    14. ИДРИСОВ Сулейман Измайлович – нарком земледелия Крымской социалистической советской республики (1919г.)
    15. ИСМАИЛОВ Ибрагим (Фегми) – музейный работник
    16. КОКБАРИЕВ Абселям Менсейтович
    17. КУРТ Мемет Рамазан
    18. ЛЯТИФ Заде Абдулла – поэт, доцент Крымского пединститута
    19. МЕМЕТОВ Селим Меметович – наркоминдел Крымской социалистической советской республики (1919г.)
    20. МОЛЛОДЖАНОВ Аблямит Ибадлаевич
    21. МУСАНИФ ФЕВЗИ Абдулла – нарком земледелия КАССР в 1934-1937гг.
    22. МУСАНИФ Якуб Абдулла – журналист
    23. НЕДИМ Мамут – публицист, нарком просвещения КАССР в 1928-29гг.
    24. РАХИМОВ Абдулла
    25. САМЕДИНОВ Абдураим Абдураманович – председатель СНК КАССР 1931-1937гг.
    26. СОФУ Мустафа
    27. ТАКУРОВ Мустафа
    28. ТАРХАН Ильяс Умерович – председатель Союза писателей Крыма, председатель ЦИКа КАССР
    29. ТРУПЧУ Сервер Курт Сеит – 2-й секретарь обкома партии
    30. ХАТТАТОВ Сеит Джелиль – член Директории, лидер «Милли Фирка»
    31. ЧАГАР Билял Абла – нарком просвещения КАССР в 1937г.
    32. ЧЕШМЕДЖИ Билял Мамут – нарком здравоохранения КАССР, управляющий Крымгосиздата
    33. ЭВЛИЯЕВ Абдульбер
    34. ЭМИР АЛИЕВ Сеит Асан
    35. ЭМИР АЛИЕВ Сеит Ибрагим
    36. ЭМИРОВ АМЕТ Сеит Халиль

    ОтветитьУдалить