Х.И.Олендорф. Вид на Кремль во время пожара в Москве в сентябре 1812 г. |
Не раз писал крымский хан Девлет I Герай царю Ивану Грозному: «Вспомни, что предки твои рады были своей земле, а мусульманских не трогали. Если хочешь мира, оставь Казань и Астрахань».
Грозный обещал, но, собрав войско, еще многочисленнее, чем прежде, огнем и мечом покорил Казанское и Астраханское ханства. В ответ на это в 1571 г. Девлет I, возглавив свои войска, направился к Москве. Царь, узнав, что хан приближается к Москве, в панике бежал, бросив столицу и ее жителей на произвол судьбы.
Вначале он бежал в Коломну, потом – в Слободу, из Слободы в Ярославль и далее на север, за что Андрей Курбский сказал о Грозном так: «бегун и хороняка». Царские воеводы вместо того, чтобы сразиться с ханом на подступах к столице, бежали в город, пытаясь в нем найти свое спасение. Туда же бежали и жители соседних сел.
Приближаясь к Москве, Девлет I встречал лишь пустые селения. Это хана разозлило.
Он приказал их сжечь. Огонь охватил одну, другую деревню. А дальше,
подхваченное ветром, пламя понеслось вперед, обгоняя всадников. Когда Девлет I приблизился к Москве,
она уже пылала: «Огненное, бурное море разлилось из конца в конец города с
ужасным шумом и ревом».
Через три часа Москва сгорела дотла. Погибли почти восемьсот тысяч
человек: воины, москвичи и сельские жители, надеявшиеся найти защиту за стенами
столицы. Уцелел только Кремль, в котором укрылись и спаслись священники, начальники и казна.
Обескураженный, молча смотрел хан Девлет I на страшное зрелище.
«Рука Всевышнего направила огонь на логово грешника. Жаль, что царя, не
имеющего ни мужества, ни стыда, нет среди безвинно сгоревших», – произнес он и
круто развернул коня, отдав приказ возвращаться в Крым.
Потом Иван Грозный писал Девлету I: просил не лишать его ханской дружбы и продолжал, как и его предшественники, платить Крыму дань.
"Так говорит тебе Царь наш: ...Я везде искал тебя, в Серпухове и в самой Москве; хотел венца с головы твоей: но ты бежал из Серпухова, бежал из Москвы - и смеешь хвалиться своим Царским величием, не имея ни мужества, ни стыда!.. снова буду к тебе, ...если не сделаешь, чего требую, и не дашь мне клятвенной грамоты за себя, за детей и внучат своих". (Н.М. Карамзин "История...", том IX, стр. 97-99.) Девлет Гирей - Ивану Грозному.
ОтветитьУдалитьCейчас по одному из телеканалов упоминули об Иване 4-ом(Грозном). Оказывается это был один из "самых просвещенных на тот момент людей Московского княжества, обладал феноменальной памятью и ораторскими способностями, имел большую библиотеку". О геноциде новгородцев, жителей Казани, об ужасах опричнины, забавах с различными видами пыток, убийства сына и т.д., и т.п., ни словом не обмолвились.
ОтветитьУдалить