Научный сотрудник Крымскотатарского музея
искусств З.Ниметуллаева отмечает, что одним из наиболее распространенных женских украшений
был пояс – къушакъ.
Пояс широко использовался в обрядовой практике, вплоть
до 70-80-х годов XX века. Перед началом свадебной церемонии происходил обряд «опоясывания»:
отец или брат несколько раз обходили невесту, затем застегивали пряжку. Это
действие считалось благословением. Къушакъ входил в традиционный набор подарков в обряде помолвки «агьыр нишан».
Согласно представлениям древних тюрок, пояс на талии был знаком отличия людей среднего мира (то есть мира видимого, где рождается и живет человек) от обитателей подземного царства, которые носили его на бедрах. Къушакъ не только укреплял поясницу, но и защищал от злых духов, болезней, несчастий. Поэтому
его клали под подушку и роженице, и новорожденному.
Согласно представлениям древних тюрок, пояс на талии был знаком отличия людей среднего мира (то есть мира видимого, где рождается и живет человек) от обитателей подземного царства, которые носили его на бедрах.
Къушакь башы (пряжки крымскотатарских
поясов) чаще всего имеют форму листа винограда, который является одним из
древнейших символов плодородия, жизненной силы. Изогнутые поясные звенья сулюк
считались светлым водным символом, и их наличие усиливало защитную функцию
пояса.
В большом количестве были распространены пряжки поясов, а также серьги в виде мотива бадем
(миндаль). Изображение миндаля часто встречается в вышивке, особенно в
растительной композиции «Аят тереги» – «Древо жизни», где он является основным
плодом. Миндаль отождествляется на Востоке с утонченностью, изысканностью, с
ним связаны идеи возрождения.
К пряжке поясов, к серьгам и амулетницам,
как уже отмечалось, всегда прикреплялись небольшие подвески разных форм. Обычай
привешивать шумящие бубенчики связан с поверьем, что их звук отпугивает
нечистую силу. Причем, количество подвесок и поясных звеньев было нечетным.
Это
связано с основными понятиями ислама: один – единый Аллах, пять – обязательные
для мусульманина предписания: вера, пост, хадж, намаз, милостыня; семь –
количество небес, земель; семь ступеней ведут в ад, семь дверей – в рай и т. д.
По материалам словаря «Крымскотатарская символика»,
2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.
Пояса могли быть из металла или кожи, бархата с отдельными ажурными металлическими деталями. Украшались пояса большими пряжками - "кушак-баш". У девушек они были изящнее, у женщин на поясах пряжки могли быть весом до 400 граммов и диаметром до 18,5 см. Пряжки на женских поясах были миндалевидными, круглыми, в виде корзин с цветами, бабочек и др.
ОтветитьУдалить