16.01.2013

Защитная функция пояса

Научный сотрудник Крымскотатарского музея искусств З.Ниметуллаева отмечает, что одним из наиболее распространенных женских украшений был пояс – къушакъ.
Пояс широко использовался в обрядовой практике, вплоть до 70-80-х годов XX века. Перед началом свадебной церемонии происходил обряд «опоясывания»: отец или брат несколько раз обходили невесту, затем застегивали пряжку. Это действие считалось благословением. Къушакъ входил в традиционный набор подарков в обряде помолвки «агьыр нишан». 

Согласно представлениям древних тюрок, пояс на талии был знаком отличия людей среднего мира (то есть мира видимого, где рождается и живет человек) от обитателей подземного царства, которые носили его на бедрах. Къушакъ не только укреплял поясницу, но и защищал от злых духов, болезней, несчастий. Поэтому его клали под подушку и роженице, и новорожденному. 

Къушакь башы (пряжки крымскотатарских поясов) чаще всего имеют форму листа винограда, который является одним из древнейших символов плодородия, жизненной силы. Изогнутые поясные звенья сулюк считались светлым водным символом, и их наличие усиливало защитную функцию пояса.  

В большом количестве были распространены пряжки поясов, а также серьги в виде мотива бадем (миндаль). Изображение миндаля часто встречается в вышивке, особенно в растительной композиции «Аят тереги» – «Древо жизни», где он является основным плодом. Миндаль отождествляется на Востоке с утонченностью, изысканностью, с ним связаны идеи возрождения.  

К пряжке поясов, к серьгам и амулетницам, как уже отмечалось, всегда прикреплялись небольшие подвески разных форм. Обычай привешивать шумящие бубенчики связан с поверьем, что их звук отпугивает нечистую силу. Причем, количество подвесок и поясных звеньев было нечетным.
Это связано с основными понятиями ислама: один – единый Аллах, пять – обязательные для мусульманина предписания: вера, пост, хадж, намаз, милостыня; семь – количество небес, земель; семь ступеней ведут в ад, семь дверей – в рай и т. д. 

По материалам словаря «Крымскотатарская символика», 2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.

1 комментарий:

  1. Пояса могли быть из металла или кожи, бархата с отдельными ажурными металлическими деталями. Украшались пояса большими пряжками - "кушак-баш". У девушек они были изящнее, у женщин на поясах пряжки могли быть весом до 400 граммов и диаметром до 18,5 см. Пряжки на женских поясах были миндалевидными, круглыми, в виде корзин с цветами, бабочек и др.

    ОтветитьУдалить