23.09.2012

Восьмиугольник

 
 
Этот элемент крымскотатарского декоративно-прикладного искусства представляет собой два переплетенных квадрата. Восьмиугольник символизирует мир, созданный по слову Бога: один произнесенный Всевышним звук создал восемь первоэлементов:

эфир (пространство), воздух (движение), огонь (преобразование), вода (гармония), земля (материя) + первоэлемент ума (манас); первоэлемент разума (знания); восьмой тонкий элемент – чувство собственного достоинства (личность).
 

Восьмиугольник олицетворяет также 4 мужских и 4 женских древнетюркских божества (Виктор Баилагашев):

1) Тэнгри – Верховный бог, Отец Небесный

2) Эрлиг – женское божество, грозный дух Нижнего мира, но в ее власти нет ада

3) Йер-Су (Земля-Вода) – светлое женское божество срединного мир

4) Умай – доброе женское божество, живет в Небесной зоне. Умай покровительница детей, следит за тем, чтобы родители заботились о них, готовили к взрослой жизни.

И:

1) Хозяин местности

2) Хозяин горы

3) Хозяин воды

4) Хозяйка родника

По материалам книги «Крымскотатарская символика», 2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.

4 комментария:

  1. Мастер-класс по сбору казахской юрты30 августа 2015 г. в 11:32

    Прародительница Умай

    «Наша прародительница, госпожа Умай» - называли тюрки свою главную богиню, имя которой означает «лебедь». В образе птицы она могла летать в небе, ходить по земле и плавать по воде.

    Тюрки считали, что Умай принимала участие в сотворение мира. В древние времена, когда не было ничего кроме Великого океана, по его поверхности плавала Умай-лебедь. Однажды она нырнула глубоко-глубоко и достала со дна землю, из которой и выросли горы, реки, растения и животные. Говорят, что именно лебедь снесла яйцо, из которого вылупился этот мир.

    Умай – волшебная птица, тень которой овевала избранников судьбы и приносила им удачу и славу. Потому тюрки никогда не убивали лебедей. А если такое случалось по глупости или недоразумению, то виновного ожидало страшное наказание. А самым страшным наказанием для тюрков была ранняя смерть детей.

    Благодетельная Умай была супругой Тенгри. Вместе они покровительствовали тюркскому элю. Тенгри олицетворял бесконечность, а Умай – конечное земное существование, состоящее из рождения, вступления в брак и ухода из жизни.

    Тюрки называли своих каганов тенгриподобными, а их супруги – катун – считались равными Умай. Богиня представлялась красивой женщиной, которая на золотых крыльях спускалась с Верхнего мира для того, чтобы помогать людям. Она покровительствовала детям и их матерям, была богиней плодородия. В руках Умай была всегда золотая чаша, где в освященном молоке помещались души детей. Если ребенок заболевал, то Умай кормила его молоком из своей чаши и приносила выздоровление.

    Еще одним символом Умай был трилистник. Поэтому тюркские женщины носили серьги и ожерелья в виде трилистника, которые олицетворяли плодородие, многодетность, благополучие и отгоняли злых духов.

    Чаша в руках каменных балбалов, которые стояли в степях от Монголии до Карпат, тоже были символом плодородия и богини покровительницы – Умай. В такой чаше богиня хранила священное молоко, которым поила младенцев и лечила их от болезней.

    Умай излучала божественный свет, лучи которого проникали в людей и жили в них до самой его смерти. Эти искры поддерживали в человеке его жизненную силу. Искра света была той божественной силой, которая связывала его с небом и посылалась Небом для его величия. Если искра гасла, то человек умирал.

    При рождении ребенка в знак почитания Умай изготовляли маленькие лук и стрелы для мальчиков и веретено для девочек, которые прикрепляли как обереги рядом с колыбелью. Младенцев оберегали и голубые бусинки, которые нашивались на одежду.

    Если у ребенка были родинки, это было хорошим признаком. Родинки оставались от прикосновений богини к младенцу.

    Умай покровительствовала младенцам, которые еще не разорвали отношений с природой и миром духов. Считалось, что младенцы могут говорить с богами и жителями потустороннего мира, потому что они еще помнили язык, на котором говорят в Верхнем мире. Поэтому ребенок не лепечет, а разговаривает с богиней Умай и духами природы. Некоторые сведущие люди, знавшие язык богов, могли подслушать эти беседы и узнать многие тайны. Но если они раскрывали их обычным людям, то гнев богов был неизбежен.

    Умай покровительствовала детям до тех пор, пока они не начинали свободно говорить по-тюркски и забывали язык богов. В это время родители устраивали специальное жертвоприношение Умай в благодарность за заботу, а также просили долголетия ребенку. Это был важный шаг, так как ребенок входил в мир людей окончательно. Если ребенок умирал в младенчестве, его оплакивала только мать, так как считалось, что он еще не пришел в мир и не был человеком в полном смысле этого слова.

    ОтветитьУдалить
  2. Мастер-класс по сбору казахской юрты30 августа 2015 г. в 11:37

    Умай была покровительницей жен великих батыров. Благодаря Умай они знали, как выбрать жеребенка, чтобы из него вырос настоящий богатырский конь. Такого жеребенка поили родниковой водой, пасли на специальных пастбищах. Для него мастера изготавливали особую упряжь. Конь для тюрков был священным животным, благодаря которому они смогли завоевать половину мира.

    Древние тюрки не приносили домашних животных в жертву богине Умай. Они приготовляли молочные и мясные блюда и с торжественными церемониями посвящали их богине.

    Символом Умай был треугольник, а также Луна, гребень, ножницы и стрела. Её цветами были белый и серебряный.

    Из книги Асылбека Бисенбаева "Мифы древних тюрков", публикация с разрешения автора.

    ОтветитьУдалить
  3. Нариман Ибадуллаев8 июня 2016 г. в 10:51

    Анатолий ЖЕЛЕЗНЫЙ "Происхождение знака трезубца с точки зрения тюрколога": "...существует явная связь между именами трех богинь — древнетюркской Ма, древнегреческой Майя и позднетюркской Умай. По-моему, это три разновидности имени одной и той же богини плодородия (как в прямом, так и в переносном смысле)".

    ОтветитьУдалить
  4. Помню, крымскотатарские старики называли письку у мальчиков "чуми", а у девочек - "умак". Не от Умай ли? Подразумевая, что в каждой девочке присутствует Богиня плодородия, продолжения человеческого рода?

    ОтветитьУдалить