22.09.2012

О чем расскажет древний орнамент

Рисунок Мамута Чурлу
Основу крымскотатарских орнаментальных композиций, которые возникли в глубокой древности, составляют четырехугольник (прямоугольник, ромб, квадрат), а также треугольник, различные линии.

Чаще всего встречается ромб. Обыч­но его называют словом «кобек» – «пуп, пупок, сердцевина (плода), центр, украшение в середине потолка, скатерти». Иногда «локъум» или «пахлава», как народные сладости, нарезаемые в виде ромба.
 
Откуда у крымских татар такое избранное отношение к ромбу, ответить трудно. Не стану проводить никаких параллелей, просто приведу цитату из книги художника и философа Н.Рериха: «Не приемлем успокоенности круга и приветствуем вечную устремленность ромба». («Община», 1926).

Каждый элемент крымскотатарского орнамента имеет свое название и несет определенную смысловую нагрузку, в результате чего простая вещь становится одухотворенной, живой, «говорящей». И мы можем понять ее рассказ, если будем знать смысл, который несет тот или иной знак.

Итак, далее речь пойдет о крымскотатарской символике геометрических фигур.

 По материалам книги «Крымскотатарская символика», 2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков.

1 комментарий:

  1. Майре Аблаева27 октября 2016 г. в 02:50

    Орнамент сродни древним письменам, подобно им он способен рассказать о миросозерцании людей далеких эпох. В них не только красота, не только желание творческого самовыражения. В древних орнаментах и сегодня продолжает бытовать что-то очень важное для нас.

    ОтветитьУдалить