Рисунок Мамута Чурлу |
Основу крымскотатарских орнаментальных
композиций, которые возникли в глубокой древности, составляют четырехугольник (прямоугольник, ромб,
квадрат), а также треугольник, различные линии.
Чаще всего встречается ромб. Обычно его
называют словом «кобек» – «пуп, пупок, сердцевина (плода), центр, украшение в
середине потолка, скатерти». Иногда – «локъум»
или «пахлава», как народные сладости, нарезаемые в виде ромба.
Откуда у крымских татар такое избранное
отношение к ромбу, ответить трудно. Не стану проводить никаких параллелей,
просто приведу цитату из книги художника и философа Н.Рериха: «Не
приемлем успокоенности круга и приветствуем вечную устремленность ромба». («Община»,
1926).
Каждый элемент крымскотатарского орнамента имеет
свое название и несет определенную смысловую нагрузку, в результате чего простая
вещь становится одухотворенной, живой, «говорящей». И мы можем понять ее
рассказ, если будем знать смысл, который несет тот или иной знак.
Итак, далее речь пойдет о крымскотатарской символике геометрических фигур.
Орнамент сродни древним письменам, подобно им он способен рассказать о миросозерцании людей далеких эпох. В них не только красота, не только желание творческого самовыражения. В древних орнаментах и сегодня продолжает бытовать что-то очень важное для нас.
ОтветитьУдалить