07.08.2014

Идет охота на волков, идет охота!

 
Есть в песне Владимира Высоцкого «Охота на волков» такие слова:
 
Идет охота на волков, идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Складывается впечатление, что волки – мы, крымские татары, так как волк – тотем нашего народа. Однако, как ни странно, охотники были тоже крымскотатарской национальности. Одно из доказательств тому – статья, написанная 80 лет назад.


Тогда «охотники» были уверены в том, что они борются с врагами народа, но на самом деле способствовали уничтожению цвета крымскотатарской интеллигенции:
 
                                                                              Не на равных играют с волками
                                                                              Егеря, но не дрогнет рука!
                                                                              Оградив нам свободу флажками,
                                                                              Бьют уверенно, наверняка.

Еще страшнее то, что подобные избиения, как и в песне В.Высоцкого, не закончились: «Но сегодня – опять, как вчера». Не ошибаемся ли мы снова, устраивая травлю известным людям из числа крымских татар? Если хватит сил прочесть статью, посмотрите, пожалуйста, и примечания к ней. Факты в них говорят сами за себя:

Газета «Яш къувет», 1934, 28 сентября*
 
А.Озенбашлы
НЕЛЬЗЯ МИРИТЬСЯ С ПАССИВНОСТЬЮ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

Дело Мусаннифа [1], Гафарова [2]... интересует не только комиссию по чистке [3], но также всех работников, трудящихся на фронте культуры. Почему? Потому что они давно работают на культурном фронте, партизда-тельство, писательская организация играют огромную роль на культурном фронте.

И ранее были сигналы в чистку об отсутствии критики и самокритики, полном отсутствии работы по подготовке новых пролетарских кадров, привлечении к работе буржуазных националистических элементов, о нарушениях в работе по публикации произведений классиков марксизма-ленинизма. Теперь они полностью подтвердились. Справляются ли эти люди со своими обязанностями? Об этом свидетельствуют следующие факты.

Можно сказать: Мусанниф в последнее время отдалился от партийной жизни. В свое время был очень активен. В 1926-27 годы он принимал активное участие в борьбе против групповщины [4]. Сейчас же стал пассивным, отдалился от партийной работы и не ведет, как раньше, подлинно активной борьбы за дело партии. Мусанниф и сам вынужден это признать. Когда газета «Яш къувет» публиковала критику и указывала ему на пассивность, грубые ошибки молодых авторов и неверную тактику в его журнале «Большевик ёлу», он даже не удосужился отвечать на них... Не принимал активного участия в 17-ой Крымской областной партийной конференции.

Крымской областной комитет ВКП(б) вынес решение в отношении подготовки кадров в пединституте, сильного искривления (политической линии партии –Л.Ю.), влияния буржуазных националистов. В чистке партийной организации пединститута принял участие ряд активных татар-коммунистов. Выступали. Только Мусанниф по этим вопросам не выступал. Было указано на политические ошибки Волошина [5], но Мусанниф даже голоска, тонкого, как игла, не подал. Была опубликована статья товарища Семенова о борьбе крымских большевиков на национальном фронте. Мусаннифа и на иглу не видно. Крымская партийная организация указывает на антиреволюционные решения первой и второй орфографических конференций, сейчас идет напряженная подготовка к новой орфографической конференции, только лица Мусаннифа там и с иглу не видно. Разве эти факты не свидетельствуют о пассивности Мусаннифа и его отдалении от партийных дел?

Точно таков и товарищ Гафаров. Он, несмотря на то что уже давно работает на культурном фронте, ничего не сделал, чтобы исправить заблуждения и ошибки... Он до сих пор не может понять свои недостатки и ошибки и не работает над их выправлением.

Гафаров стал пассивнее, еще дальше отдалился от партийной жизни. Он и сейчас не признает антиреволюционными решения орфографической конференции. Будучи писателем, литератором, так и не смог создать хотя бы одно капитальное произведение. Занимал должность председателя комитета писателей. Но работу завалил, на конференции писателей Крыма его деятельность была признана неудовлетворительной. На комиссии по чистке Гафаров пытался представить себя выходцем из батраков. Но это ложь. Он не смог ответить на ряд политических вопросов, заданных комиссией. Он был разоблачен в том, что не работает над собой, далек от партийной жизни. Мусанниф и Гафаров – ни один из них сейчас не стоят в первых рядах политической борьбы.

*И.А.Керим. Медений эснас: 1920-1938 (Къырымтатар тили, эдебияты ве медениетинден малюмат дестеги). – Симферополь: Таврия, 1997. – С.427-429. 
Перевод мой. – Л.Ю.
 
Примечания:

1. Якуб Мусанниф (1900-1938), псевдоним Айсерезли – публицист, литературный критик, в начале 1932 главный редактор крымскотатарского журнала «Большевик ёлу». В 1934 году исключен из партии. В 1936 – арестован. 17 апреля 1938 расстрелян.

2. Очевидно, Джафер Гафаров (1898-1938) – разносторонне одаренный, талантливый писатель, педагог. В 1935 году исключен из партии и снят с работы. В 1936 – арестован. 17 апреля 1938 расстрелян.

3. Чистка («Чистка партийных рядов») – совокупность организационных мероприятий, по проверке соответствия членов коммунистической партии предъявляемым к ним требованиям. Практиковались в ВКП(б) в 1920-1930-е годы. Термином «чистка» иногда называют массовые репрессии в партии, армии и государственном аппарате СССР, осуществленные Сталиным во второй половине 30-х годов. (Википедия).

4. Групповщина – такое название получило явление в советской политике, когда оппозиция внутри ВКП(б) в 1926-27 годы встала на путь объединения усилий в борьбе против линии ЦК ВКП(б), создавая свои группы на местах, подпольные типографии и распространяя оппозиционную литературу.

5. Стихи и статьи М.Волошина (1877-1932) запрещались к публикации, так как он был объявлен большевиками «космополитом», «представителем упаднической поэзии символизма» и контрреволюционером-монархистом.

2 комментария:

  1. Сергей Довлатов: "Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов?"

    ОтветитьУдалить
  2. В разгромном предисловии к сборнику крымскотатарских песен Асана Рефатова, изданного в 1932 году композитор обвинен во всех грехах той советской эпохи: и в буржуазном уклоне, и в отрицании классового подхода, и национализме в подборе народных песен... Автор рецензии некто Азизов, который будет расстрелян в 1937 году, выполнив свою миссию по разоблачению "буржуазных националистов". По этой причине почти треть национальных песен из всего объема будущей книги была изъята и не вошла в сборник. Есть письмо сестры Асана Рефатова, которая назвала имена учеников, доносивших на своего учителя, которым в благодарность за содействие УНКВД по Крыму передало еще не опубликованные работы композитора, в том числе либретто к опере "Арзы-къыз". Сборник Асана Рефатова за 25 лет так и не был переведен.

    ОтветитьУдалить