Наступивший 2014 год по восточному календарю пройдет под знаком Лошади. У Лошади и крымских татар очень давние и тесные связи. Для продолжения разговора на эту тему следует отметить, что словом «ат» крымские татары называют и Лошадь, и Коня. Я буду использовать слово «конь».
Конь занимал видное место в материальной и духовной культуре крымских татар, поэтому его образ – один из наиболее распространенных в устно-поэтическом творчестве нашего народа.
Он часто встречается в героических сказаниях, сказках, в песнях и пословицах. В образе коня отражается историческая действительность крымских татар, их реальная жизнь, этнокультур-ные ценности и мировоззрение.
И если в период возникновения все высказывания о коне имели прямое значение, то в дальнейшем время внесло в них свои смысловые коррективы. Поэтому ныне крымскотатарские пословицы с образом коня – это, как правило, описание человека: его характера, социального положения; мысли о преемственности поколений.
Приведу свой перевод нескольких пословиц из сборника: Аталар сёзлери ве айтымлар (Къырымтатар тилининъ паремиологик лугъаты) / Шевкет Асанов – Симферополь, 2002.
Атка минип, ат кыдыра. – Сидит на коне и коня ищет.
Ат минсе атасыны танымаз. – Сел на коня, и отца не узнает.
Атны къамчинен айдама, арпанен айда. – Не гони коня камчой, гони его овсом.
Ат ольсе, итке байрам олур. – Смерть коня праздник для собаки.
Атсыз эр – къанатсыз къуш. – Мужчина без коня как птица без крыльев.
Аттан йыкъылгъан кене атланыр. – Упавший с коня может снова его оседлать.
Аттан тюшмеген атлы олмаз. – Не бывает всадника, не падавшего с коня.
Аттан тюшсе де, эгерден тюшмез. – И с коня упал, а остался в седле.
Аттан тюшти, эшекке минди. – Сошел с коня, пересел на осла.
Ат тапсанъ, эгер тапылыр. – Будет конь, найдется и седло.
Ат тишинен белли, йигит – ишинен. – Коня характеризуют зубы, джигита –
дело.
Ат чапар, атлы макътаныр. – Конь бежит, всадник хвастается.
Аты барнынъ къанаты бар. – У кого есть конь, у того есть крылья.
Атына коре арабасы. – По коню и арба.
Атына кучю етмеген, арышына тёпелер. – У кого не хватает сил на коня, тот
колотит оглоблю.
Атынъа ишанмасанъ ёлгъа чыкъма. – Если не уверен в коне, в путь не
отправляйся.
Ат ольсе – налы къалыр. – Конь умрет – подкова останется (отец умрет, сын
останется).
"В крымском пейзаже вас сразу поражает появление всадника. Это уже всадник не по имени, а по существу. Вы видите прирожденность человека к верховой езде, видите органическую связь его с лошадью. Только история может воспитать известное качество в такой оконченности. Вы без труда узнаете в этой мирной фигуре потомка того страшного кочевника, который владел когда-то русским земледельцем. И породу лошади, и породу всадника надо выходить веками. Татарин как прирос к седлу и чувствует себя совсем дома: он на нем спокоен, красив и доволен; лошадь его идет под ним так, как она не пойдет ни под кем другим: это специально татарская походь, так называемый аян; аян так спор и легок, что в результате быстрее рыси, между тем, лошадь утомляется значительно меньше. Наряд татар – их круглые шапки, куртки без рукавов, шаровары с кушаками, – больше же всего их строгие, черноглазые и черноусые лица совершенно гармонируют с верховою ездою. Лошади маленькие, горячие, быстрые; …для перевозки их употребляют мало и по нужде..." (Е.Марков. "Очерки Крыма", 1872).
ОтветитьУдалить