Эшмырза. Творчество этого крымскотатарского
поэта-песенника захватывает, волнует, потрясает мощью, искренностью, меткостью
и красотой слова.
Пока нет поэтического перевода его
произведений на русский язык, поэтому приведу лишь свой подстрочный перевод, говоря, к сожалению, о стихах прозой.
Итак, «Песни о солдатчине».
Их предыстория такова. Через год после присоединения Крыма к России согласно Высочайшему указу началось формирование из крымских татар Таврических дивизионов конного войска. Спустя некоторое время они были распущены по домам. Но в
Естественно, защитниками должны были быть не их дети, а юноши из
простонародья. Вот как об этом говорит Эшмырза: «Освобождение от армии получают лишь дети
богачей, для парней-бедняков уже сшиты солдатские сапоги и раздается команда:
«Стройся!»:
Уже слышен скрип повозки,
едущей за нами.
И мы трепещем:
едут забитлер*.
Далее Эшмырза с горечью констатирует: «Опустошили Крым – увели молодых ребят, остались,
глядя им вслед, убитые горем матери. Если так будет продолжаться и дальше, то
не останется в Крыму людей, некому будет даже поплакать об ушедших: гибнут
тысячи 20-летних парней, а девушки остаются без женихов и мужей».
Ради чего такие жертвы, кому они нужны? Поэт объясняет: «Русский губернатор и татарин Карашай – люди
одной «веры». Обрекая тысячи людей на страдания и горе, оба одинаково
думают только о себе и своих детях: сын графа солдатом служить не пойдет, он
генералом станет и будет распоряжаться судьбами других людей».
Эшмырза спрашивает: «Русский «император-папа» разве думает о крымских
татарах? Его занимает только «исправление» нашей веры, открытие в
Крыму трактиров, да пополнение своей армии нашими парнями, которых отправляют умирать ради его интересов. А народ продолжает оставаться нищим и полуголодным.
Медали, которые император щедро раздает, пусть положат ему самому в могилу. Зачем они
матери или старику отцу после гибели сына?
Эту мысль Эшмырза повторит еще не раз: «Можно ли в русской печи приготовить
крымскотатарские блюда? Может ли русский царь пожалеть наш народ?»
Как бы резко ни высказывался Эшмырза о царе, его
презрению нет предела, когда речь идет о тех, кто в погоне за личной выгодой
пренебрегает общенациональными интересами: «И будь проклят Карашай, который ради денег и
собственного благополучия отдал родную землю на поругание и народ свой предал».
__________________
ЭШМЫРЗА. СОЛДАТЛЫКЪ АКЪКЪЫНДА.
ОтветитьУдалитьНе айтмагъа бильмеймен,
Огълунъ, къызынъ алсынлар.
Падиша берген медальни
Къабринъе салсынлар.
Дженнеттен дама истеме,
Джеэннем ичюн азыр ол.
Халкънынъ джанын якътынъыз,
Джевабына азыр ол.