12.03.2012

Тенгри – мир и судьба кипчаков

Крымскотатарский язык относится к кипчакской группе языков. Кипчаков, пришедших в Европу с Алтая и из Сибири, называли по-разному: гунны, хазары, авары, куманы, черные клобуки, бродники, берендеи и т.д.

Их объединяла вера в одно верховное божество – Тэнгри. Говорили они на близкородственных тюркских языках (кипчакская группа языков). Их современники и исследователи более поздних времен говорят о кипчаках так: «Живут они, вольные, независимые и всегда уверенные в своей неистребимости. Поскольку они презирают роскошь и не владеют ничем недвижимым, то все свое добро, куда бы они не передвигались, имеют при себе.

У степняков в цене не вещи, а сила, находчивость, выносливость и отвага. Зачем степняку золотые украшения? Они в степи бесполезны. Конь – вот кто ценится у них выше любого золота, а еще лук и шашка. А всего остального в жизни они добиваются трудом». Тюрколог Эрнст Добльхофер пишет: «Этот народ в 6 веке стоит уже на поразительно высокой ступени развития».

2 комментария:

  1. Мустафа Усеинов12 октября 2016 г. в 15:31

    Кочевая культура основана на гармонии с природой, она сердечна по отношению к ней. Так, в Золотой Орде существовала специальная государственная служба, занимавшаяся подкормкой птиц и животных в суровое зимнее время. Или возьмем классическую обувь кочевника - сапог из мягкой кожи, без каблука и с загнутым кверху носком. Такой сапог не "рвал" землю, не калечил траву. Вот примеры того, как кочевые народы почитали и любили землю и ее обитателей. В конце концов, даже Ислам возник и расцвел в среде кочевников. И большинство пророков были пастухами овец…

    ОтветитьУдалить
  2. ИШПАКА.
    Я сломаю
    крылья ветру,
    если ветер — перс,
    я сломаю книги Тенгри,
    если Тенгри — перс.
    Что мне бог!
    Не бог он вовсе,
    а пенек в лесу,
    даже перса ему в жертву
    я не принесу!
    Если Шамаш мне подмога
    повалить тебя,
    значит, нет сильнее бога
    в небе и степях,
    преклоню пред ним колено,
    испуская вой,
    а другое преклоняю,
    дева, пред тобой.
    В жертву Шамашу верблюдов
    белых приношу,
    воскуряю в его имя
    лен и анашу,
    разломаю на пороге
    пополам чуряк,
    разве Тенгри помешает,
    если я — дурак.
    Разве реву помешает
    полуночный лай,
    требуй большего, о сука,
    наслажденье дай!
    Дай наполню твои груди
    жирным молоком!..
    — Будь ты проклят, — плюнул Тенгри
    из-за облаков.

    Олжас Сулейменов. Глиняная книга.

    ОтветитьУдалить