27.01.2020

Рабство в Крыму: мировое соглашение и вольные

Английское рабовладение
Был ли в мировой судебной практике прецедент, когда владелец невольника заключал с ним мировое соглашение? 

Был. В Крымском ханстве.

Данный факт подтверждается судебным документом из Кадиаскерских книг*. Там же, в период с 1608 года по 1613 год, зарегистрированы многочисленные вольные, выданные крымскими татарами своим невольникам «во имя Аллаха Милостивого», т.е. безвозмездно. Приведу только две записи (в сокращении).

Хусейн сын Исмаила в присутствии Ваське сына Абдуллаха, заявляя иск, показал: «Указанного Ваське мой отец подарил мне законным дарением». На что Ваське ответил отказом. В ответ на слова Ваське два человека подтвердили притязания Хусейна, сделав его положение предпочтительней. Тогда несколько мусульман предложили мировую на двадцати пяти хасене, на что оба согласные Ваське и Хусейн ответствовали: «Пусть же не слушается более судьями это дело, касающееся нас обоих, даже если вновь начнем мы тяжбу. Отныне да будет он от меня свободным». По словам их была составлена мировая. Зарегистрирована передача и получение двадцати четырех хасене за вычетом одной прощенной (от суммы в двадцать пять хасене) от Ваське Хусейну в качестве компенсации за мировую. [За 1 хасене можно было купить одну овцу с ягненком]. (с.105)

Супруга покойного Хаджи Фетиша, жителя Бахчисарая, Мелик Шах Хаджие дочь Абдуллаха, представ пред Собранием Суда Шариата, заявила: «Будучи моими законными мемлюками (рабами), Айяз сын Абдуллаха, родом из Молдавии (из Богдана), с серыми глазами, высокого роста, на голове имеются следы от ран и невольница (джарие), родом из Молдавии, среднего роста, с голубыми глазами, по имени Ясемин, жена Айяза, и еще одна джарие среднего роста, с карими глазами по имени Мема, и еще одна невольница, родом из Молдавии, среднего роста, с голубыми глазами по имени Салур,  таковыми признаются и сего отрицать никто не может. Всем им я дарую свободу во имя Аллаха Милостивого». Зарегистрировано согласно событию. (с. 145)

________________
* Рустемов О. Кадиаскерские книги Крымского ханства: исследования, тексты и переводы. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2017.

1 комментарий:

  1. Февзи Айсерезли1 февраля 2020 г. в 20:54

    Дядя СЭМ? Какое отношение эти рисунки имеют к Крыму? В сознании обывателя останется картинка, а не содержание описываемых историй. Ведь давно доказано, что рабства в прямом, классическом понимании, в Крыму не было!

    ОтветитьУдалить