«…аукционер кричит громко, что это рабы самые новые, простые, не хитрые, только что привезенные из народа королевского, а не московского. Московское-же племя считалось у них дешевым, как коварное и обманчивое».
По словам Н.А. Головкинского, данная цитата, которую он привел на 84-й странице своего «Путеводителя по Крыму» (Симферополь, 1894), принадлежит Ф.Хартахаю.
Вопрос о работорговле в Крыму обывателями воспринимается чрезвычайно остро. Ученые мужи помалкивают. Создается впечатление, что некая «туманность» в этой щепетильной теме сохраняется специально, чтобы было чем время от времени щекотать нервы людей, обиженных на крымских татар за судьбу своих далеких предков.
Рабовладельческий строй, а значит, и торговля людьми возникли в человеческом обществе еще до нашей эры. В древности наибольший спрос на рабов, вывозимых через крымские порты, был у Греции, Рима и Византии.
При этом следует обратить внимание на существенные различия:
– Ислам запрещает мусульманам держать в рабстве мусульман. Поэтому в государстве, построенном династией Гераев, вообще не было рабства. А пленники, принявшие ислам, освобождались и становились равноправными гражданами страны. Те же, кто не отказался от своей веры и которых не выкупили в течение семи лет, тоже отпускались на волю.
– Во многих странах Европы (Англия, Франция, Германия, Дания, Австрия и др.), как и в России, существовало крепостное право – особый вид рабства и работорговли, позволявший высшему сословию продавать, казнить и миловать, обменивать на собак и проч. своих же сограждан и единоверцев.
Далее несколько дат:
1807 – упразднена купля-продажа рабов в Великобритании
1838 – отменено само рабовладение в Великобритании
рабство и работорговля отменены в:
1848 – во Франции
1861 – в России1865 – в США
1888 – в Бразилии.
Следовательно, работорговля в Крымском ханстве – это классический этап развития человеческого общества в целом. Однако именно в Крыму «торговля живым товаром» носила более человечный характер, чем во многих других странах, в том числе, европейских.
Н.Головкинский, касаясь вопроса торговли людьми, приводит цитату из статьи Хартахая «Историческая судьба крымских татар» (1866-1867), в которой говорится о том, что Кафа – город генуэзцев – «ненасытная и бездонная пучина, кровь нашу пьющая, лежит на удобном для морской торговли месте» (с.85).
Генуэзцы торговали не только славянами, но и представителями иных этноязыковых общностей, в том числе, занимались похищением и продажей крымских татар. (Один из самых известных примеров – судьба проданного ими в рабство крымскотатарского подростка, ставшего впоследствии султаном Египта и Сирии). Спрос на рабов был так высок, что генуэзские купцы, по свидетельству автора, продавали их иностранным перекупщикам оптом, по десять человек в одной связке.
Однако, возвращаясь к приведенной выше цитате, хотелось бы уточнить, о ком русские историки 19 в. говорят: «народ королевский, а не московский»? Кто бы это мог быть?
В глазу чужом - соринку видим,
ОтветитьУдалитьВ своём - бревна не разглядим.
Другого походя обидим,
Своей обиды - не простим.
Судьёю будем для другого,
Всегда защитником - себе.
В душе своей - не видим злого,
Другого - обвиняя в зле...