08.12.2018

Мужские стрижки крымских татар в XVIII – начале XX века

Члены посольства крымского хана в Швеции. 1650 г.
Что касается крымскотатарских мужчин, то нам точно известно лишь две традиционные стрижки. Так, путешественник Василий Зуев в 1782 г. заметил, что в Крыму «…у мужчин головы обриты до гола». Полвека спустя Мэри Холдернесс констатирует их постоянство: «Все татарские мужчины выбривают голову. При этом муллу всегда можно узнать по белой льняной чалме, которую они закручивают вокруг шапки». Но и сто лет спустя ничего не изменилось: «Биюк Узенбаш. Седые старики в белых чалмах сидят в позах, исполненных достоинства, поджав под себя ноги и куря из длинных чубуков. Кругом их сидит и стоит в самом живописном разнообразии цветная толпа татар в чалмах, в бараньих шапках, с лоснящимися, бритыми головами»; «Бритые головы синеют на солнце, и длинные усы то висят черными пиявками, то торчат врозь, как у сибирских котов...» (Е.Л. Марков, в сокращении).

Тем не менее в стабильном единообразии мужских причесок Евгений Марков заметил одну особенность – хохол: «Ехали на встречу длинные мажары, запряженные волами и верблюдами, узкие, высокие, в которых можно поместить целый дом. Там часто и сидел целый дом, то-есть целые семейства. Женщины, как каменные статуи, обмотанные с головы до ног в белые чадры, с едва оставленным просветом для глаз; мальчишки в мохнатых бараньих шапках, а иногда с бритыми синими головенками, гладкими как пузырь, на макушке которых развевался хохол – совершенно краснокожие куперовских романов». И далее: «Несмотря на утреннюю прохладу, чобаны были без шапок и без курток, в одних рубашках с засученными рукавами. Бритые, лоснящиеся головы, с длинным чубом на макушке, дикие загорелые физиономии, с белыми зубами, и мощная мускулатура придавали им вид каких-то кочевых варваров, печенегов или команов»; «… Старший чобан … снял свою баранью шапку и сидит теперь, резко вырезаясь на фоне огня своею гладко выбритою головою, с пучком волос посреди макушки...»

Следовательно, еще в конце XIX в. некоторые крымскотатарские мужчины носили кокель (хохол) – длинный чуб на макушке головы. А вот когда появилась «мода» на подобную стрижку, сказать трудно. Однако портреты членов посольства крымского хана в Швеции в 1650 году (из альбома «Theatrum Europaeum») свидетельствуют о том, что хохол держался на мужских крымскотатарских головах более двух столетий. Возможно, намного дольше. Специалисты-филологи утверждают, что крымскотатарское слово кокель (кекель) появилось еще во времена тенгриантства и происходит от кок (небо) + эль (народ, люди) → кокель (люди, сыны неба). Хохол упоминается и в Коране: «… Мы, схватив его за хохол, – хохол лживый, грешный, приволочем (в ад)». [96:15-16]. Профессор М.А. Усманов объясняет, что в кораническом тексте обладатель хохла – многобожник (язычник). Возможно, хохол крымскотатарских мужчин, сохранявшийся практически до ХХ в. – отзвук язычества. Впрочем, эта тема требует отдельного исследования.

6 комментариев:

  1. В интереснейшей работе английского китаеведа Эдварда Паркера 1894 года, переведенной и изданной в 2001 году в Казани Вил Мирзаяновым ("Тысяча лет из истории Татар"), описываются идентичные этим прически Хунну. Летописи ханьцев, переведенные Паркером, относятся к 1 тысячелетию до н.э.

    ОтветитьУдалить
  2. Слово хохол ХОХ ОЛ сын неба. КЕКУЛЬ - КЕК ИЛИ КОК УЛ, снова сын неба.

    ОтветитьУдалить
  3. Ильми Ильясов9 января 2019 г. в 19:05

    Dilyaver Khairedinov Больше чем представлено в "Ат-тухва" XIV в. - кекел - чуб, чёлка, с. 319, вы не сможете нафантазировать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ильми Ильясов, у каждого слова должна быть своя этимология, история слова. Это не фантазия, я прочел у Мурада Аджи. По-вашему, этимология слова Кекель происходит от слова от слова ЧУБ?

      Удалить
    2. Ильми Ильясов9 января 2019 г. в 19:13

      Дилявер, насколько я понимаю, речь идёт об этимологии, т.е. о происхождении слова хохол. Представлены две версии из авторитетных источников и одна из них самого позднего происхождения. Итак, я буду отстаивать знание, полученное из упомянутого средневекового грамматического трактата "Ат-тухва" иначе называемый "Изысканный дар тюркскому языку". Мне неизвестна этимология слова кекел, но определённо это не чуб и не чубчик, поскольку последнее само имеет тюркское происхождение и заимствовано у крымских татар, и которое используется в форме чопал, что означает клок волос спереди. Этого слова нет даже в словаре, который у меня под рукой. Просто слово кекел нужно принять как данность, как протограф, поскольку ещё не найдено более раннего подтверждения этого слова. С другой стороны, кекел > кекуль> какол (так произносила моя мама) > хохол !
      Разъяснение, предложенное вами, исходит от всеми нами уважаемого автора (да помилует его Аллах!), но всё же и у него могла быть авторитетная ссылка. В противном случае наши с вами личные представления о происхождении каких-либо понятий превращаются в вольное описание.

      Удалить