09.12.2018

Крымскотатарские мужчины. Усы

Усы и борода – характерные элементы мужской внешности, с их помощью подчеркиваются мужественность, респектабельность человека. Однако в истории человечества довольно часто происходило чередование стандартов внешнего облика мужчин – то все поголовно сбривали усы и бороды, то снова их носили. Историки связывают эти метаморфозы с идеалом, преобладающим в обществе в то или иное время. Если в моду входила мужественность, мужчины отращивали усы и бороды, и сбривали их, если общественное сознание более склонялось к женственным идеалам или понятиям «цивилизованности». У крымских татар все было по-своему.
 
Мыйыкъ (усы), согласно письменным и изобразительным источникам, – стабильная особенность облика молодых крымскотатарских мужчин. На портретах крымской элиты (ханы, калга-султаны, послы, визири и др.) XVI - XVIII вв. изображены мужчины с разной формой усов, имевших четкие очертания, и, в основном, с чисто выбритыми подбородками.
 
Крымский хан Газы II Герай, 1599 г.
 
Посол Нуралы Олан Мурза, 1640-е годы.
 
Крымский хан Адиль Герай, 1670-е г.
 
Калга-султан, 1685 г.
 
Ахмед Герай, 1685 г.
 
Шахин Герай. 1745-1787.
 
Моду, в том числе на усы и их форму, вне всякого сомнения, диктуют «короли» – наиболее яркие, известные личности. Поэтому можно говорить о том, что и основная масса мужской части крымскотатарского государства, подхватывая изменения в образе авторитетных людей, брилась аналогично.

Изменившаяся политическая обстановка в Крыму не поменяла пристрастия крымских мужчин: независимо от сословия или рода деятельности они продолжали носить усы. На иллюстрациях из коллекции Низами Ибраимова – портреты офицеров лейб-гвардии Крымско-Татарского эскадрона (середина XIX века). Историки, специализирующиеся на изучении военного костюма, утверждают, что такие особенности, как длина усов и даже форма завитков их кончиков имели свое значение: по ним определяли подразделение, звание воина и то, как давно он служит. Несмотря на различия в форме, усы подчеркивают спокойную решительность, благородство и мужество этих людей.
 
Унтер-офицер. 1855 г.
 
Трубач. 1830-1838 гг.
 
Обер-офицер. 1855 г.
 
Штатские лица в конце XIХ в., отличаясь друг от друга местом проживания (город, село, степные, горные или южные районы Крыма), имея некоторые различия в культуре и языке, – все одинаково не бреют усы.
 
Степные татары. 1891 г.
 
Горные татары и татары южного берега. 1891 г.
 
Особыми, привилегированными людьми считали себя крымские проводники, которые теснее, чем другие, общались с русской аристократией, приезжавшей отдыхать в Крым. Проводников часто фотографировали, их имена упоминались в книгах путешественников, многие из них хорошо зарабатывали. Они первыми перестали брить волосы, даже те, кто уже был постарше, стараясь во всем как можно меньше отличаться от русских. Однако усы оставались неприкосновенными. Пышные, часто с залихватски закрученными вверх кончиками усы и бакенбарды придавали проводникам некий бравый гусарский вид и подчеркивали их сексапильность.
 
Фрагменты открыток с
 
изображением крымских
 
проводников. Начало ХХ в.
 
Таким образом, факты свидетельствуют о том, что на протяжении нескольких веков, и даже в начале ХХ века, все молодые крымскотатарские мужчины усы не брили, бороду отпускали только старики.
 
Продавец яиц. Фрагмент.
 
Семья крымских татар. Евпатория. 1916.
 
Крым имел активные политические, культурные, торговые связи со многими странами мира, в том числе, с западноевропейскими. Крымскотатарская элита была знакома с трудами крупнейших философов мира, ханы ставили на сцене Бахчисарая пьесы европейских драматургов, отправляли способную молодежь учиться за границу. Несомненно, население Крыма было знакомо с модой так называемых «прогрессивных» стран. Но крымскотатарские мужчины усы упорно не сбривали. Значит, искать причину многовековой верности так называемому «атрибуту мужественности» следует не в косности народа, а в его мировоззрении.

В крымскотатарском языке слово «мыйыкъсыз» (безусый) в разговорном, переносном смысле означает «он еще очень молодой, незрелый». В то же время известно, что во время серьезных военных кампаний крымское войско комплектовалось из личной гвардии хана, отрядов знати и ополчения. Очевидно, усы являлись своеобразным индикатором призывного возраста, были показателем готовности гражданина, при возникшей необходимости, внести личный вклад в обеспечение обороны и безопасности государства. На лице каждого зрелого крымского татарина красовалась «личная печать»: готов к защите Родины.

1 комментарий: