«С одной стороны, кипчаки-татары, в том числе и крымские, спасли не только мусульманскую культуру, но и десятки народов от гибели и одарили их государственными образованиями, с другой же стороны, сами остались без такового. Как могло это случиться?
Не определялось ли это прочувствованной М.Волошиным характерной для татар «хрупкой и неспособной себя отстоять культурностью»? Может, государственное поражение объяснялось этнической дисперсностью и отсутствием национальной идеи в системе государствообразующего мышления?»
Цитата (в сокращении) из книги Айдара Халима «Убить империю!», часть 1 «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» (Йошкар-Ола, 1997, с.144-145). Использовано фото Yevhenii Chak / krymr.org (RFE/RL Graphics).
Есть такое слово: "ресентимент". Словарь определяет его как чувство враждебности к тем, кого считают причиной всех своих неудач. Есть и другое определение: синдром ущербной агрессивности. Такое чувство объединяет людей против общего "врага". Видимо, оно-то и отсутствует у крымских татар.
ОтветитьУдалитьВ те времена, о которых писал М. Волошин, у нашего народа была потеряна культура ханских времен и не приобретена соответствующая новому времени культура. Сейчас крымские татары на хорошем (хотя и не достаточно высоком, как, например, у немцев) уровне культуры. Процесс развития в ширину и в глубину идет!
ОтветитьУдалить