«– Эй, мусульмане, да, мне необходимо было прикрыться… Однако эти дни – судные дни. Есть о чем подумать. Нужно прогнать врага. Сегодня нет ни женщин, ни мужчин. Сегодня только воины… Если вы боитесь тирана, то смелых еще больше. Так вот, эти женщины готовы пойти на врага и защитить вас».
Цитата из произведения Исмаила Гаспринского (1851-1914) «Арслан-кыз» (Девушка-львица) приводится по книге: Гаспринский И. Арслан-къыз. Кунь догъды. – Симферополь: Оджакъ, 2004. – С.150. Перевод на русский язык Таира Киримова.
Использовано фото «Женские доспехи эпохи Хулагидов», которое опубликовала на своей странице в Фейсбуке Нурия Нур. Привожу также ее комментарий к нему: «Интересно, на чей тонкий стан были надеты эти доспехи?»
Для справки:
Хулагиды (Хулагуиды, Ильханиды) – потомки Хулагу, внука Чингисхана, династия, которая правила на Ближнем и Среднем Востоке около ста лет, начиная с середины XIII века.
Государство Хулагидов объединяло территории таких современных стран: Иран, большая часть Афганистана, Туркмении, Закавказья, Ирака и часть Турции. Столица – город Тебриз. Вассалами и данниками хулагидов были Грузия, Трапезундская империя, Конийский султанат, Киликийское царство, Кипрское королевство, государство Куртов в Герате.
Cреди великих свершений, совершенных нашими героическими предками - приручение коней, изобретение штанов, создание великих империй и т.д, и т.п. Но есть Одно не менее, а может быть, Самое выдающееся, о котором, не принято вспоминать. Этим Выдающимся событием в перечне Глобальных свершений, растянувшемся на несколько столетий, было приручение к семейной жизни грозных воительниц Великой Степи, вписанных в Историю под именем амазонок. Сколько батыров и простых воинов полегло на пути этого подвига... Сколько воды утекло с тех пор, но до сих пор нет-нет, да и пробуждается в наших женах и подругах буйный нрав степных воительниц...
ОтветитьУдалитьКрымской степнячке
ОтветитьУдалитьКак из шерстинок древнего руна
Сваляли войлок, пробую словами
Поведать, какова она,
Степнячка, что обласкана ветрами.
И ладный стан, и соколиный взор,
И память крови топотом тарпанов,
Сложились в ней в таинственный узор,
Чуть горький, словно аромат ювшана.
Она хранит в себе огонь костра
И словно ждёт родного из похода.
Рассветная Чолпан её сестра -
Как ясный свет, наперекор невзгодам.
А в сердце стойких луноликих дев
Любовь, как нежный стебель ковыля,
И льётся по степи её напев,
И маки дарит ей в ответ земля.
Ей подпевает в небе высоко
Беспечный жаворонок – птица босторгъай,
В священной чашечке приносит молоко
Для малышей её ана-Умай.
И так продлится множество веков,
И вы всегда её узнаете по нраву,
Характер женщины степной таков,
Повелевать ей здесь дано по праву.
Так, вглядываясь в призрачную синь,
Где горизонт степи без берегов,
Она вдохнёт чуть горькую полынь
Как голос предков, быть особой зов.
Пусть золото колосьев, неба стяг,
Столпы истории с древнейшими тамгами,
Два моря и великий Чатырдагъ
Хранят её, любимую ветрами.
Майе Абдулганиева, 2010.
Иоанн де Плано Карпини, путешествуя на Восток и описывая «земли Татар» в 1245-1247 гг., пишет о женщинах так: «ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, что они носили колчаны и луки».
ОтветитьУдалить