Гирей Баиров |
Получила отклик на историю, рассказанную Сафие Гулизар. Прямо скажу, неожиданный отклик, не касающийся этнической педагогики. Тем не менее, он связан с описанными ею событиями. Гирей Баиров написал: «У меня есть информация про эти события в Ускуте».
Эсфендияр Чолахаев |
И далее: «У меня есть аудиофайл и фотография Эсфендияра Чолахаева, он помнит ту историю, случившуюся в Ускуте в конце 1943 или в начале 1944 г. Эсфендияр Чолахаев родился в 1927 году в крымском селе Тувакъ (ныне Рыбачье), сейчас живет в селе Шума (Верхняя Кутузовка, Алушта). Если девочке Сафие в то время было лет пять-шесть, то Э.Чолахаеву – шестнадцать, и он помнит все, он настоящая энциклопедия.
Вот воспоминания Эсфендияр хартбаба: «Партизаны спустились с гор и угнали скот, который принадлежал жителям Ускута – самое ценное в то тяжелое время: продуктов никаких нет, только благодаря этой скотине как-то выживали. Для населения это было настоящее горе: и дети, и старики теперь были обречены на голодную смерть. Люди очень разозлились, собрались в группы и пошли искать угнанный скот. Но так и не нашли, вернулись ни с чем».
Запасов для партизан на оставленных советами базах было на 3 месяца. Партизаны жили в горах два с половиной года. Питались они только за счет местного татарского населения. За это фашисты сожгли 127 деревень, а население, обвиненное в коллаборационизме, было подвергнуто советами депортации.
ОтветитьУдалитьПочему-то доблестный Мокроусов предпочитал обворовывать и грабить советских граждан, а не немцев.
ОтветитьУдалитьС лета 1941 года на оккупированные территории России, Белоруссии и Украины было заброшено 1000 истребительных отрядов НКВД, которые впоследствии будут называться партизанскими. Они занимались мародерством. Местное население, организованное в отряды самообороны, превращалось в полицейские подразделения и успешно боролось с этими "народными мстителями". К лету 1942 года от этих отрядов осталось 2%. И только в 1943 году полицейские подразделения из местных жителей стали переходить в партизаны.
ОтветитьУдалитьВ Крыму происходило примерно то же самое, с той лишь разницей, что крымские татары не истребляли партизан. Отряды самообороны и полицейские подразделения создавались для защиты местного населения.
По рассказам моих родственников, у них в Байдарской долине было две волны партизан: первая - свои, местные (партийные работники, комсомольцы, госслужащие). Это были родственники (сой-акъраба) и их, конечно же, кормили и прятали от немцев и румын. Вторая волна - это те самые отряды о которых вы пишите. Из-за них немцы дважды выводили народ деревни на расстрел. Только чудо спасло стариков, женщин и детей от смерти.
ОтветитьУдалитьНеобходимо четко представлять ситуацию. С одной стороны - немцы, которых советы, обладающие огромным превосходством в живой силе и качестве вооружений, допустили в Крым, вооруженная власть, приказы которой необходимо было выполнять. С другой стороны - вооруженные партизаны со своими требованиями. Между ними крымские татары со своими домами и хозяйством, с женами, стариками и детьми. Это необходимо было защищать от тех и других. Народ находился между молотом и наковальней. Дома и хозяйство сберечь не удалось. В декабре 1943 немцы пожгли горные деревни. Жизни тоже сохранили не все. Деревню Ковуш сожгли вместе с жителями фашисты. Жителей Арабатской стрелки утопили советские фашисты. Многие не выжили в депортации.
ОтветитьУдалить128 крымскотатарских сел были сожжены нацистами, т.к. они были центрами партизанского движения.
ОтветитьУдалитьПодобных историй известны десятки! Крымские "партизаны" были озабочены не борьбой с немцами, а добычей продовольствия, чтобы отсидеться в лесу и выжить.
ОтветитьУдалить