Баня у тюрок – символ очищения. Тюрки пользовались банями с незапамятных времен: «В городе царя Аттилы (?-453 гг.) изумленный Приск открывал для себя новое – новое на каждом шагу.
Очень удивила
византийского посланника баня, такой он никогда не видел. Гостя с дороги
полагалось проводить в баню – отдохнуть, попариться. Белая баня, выложенная из
камня, – единственное не деревянное сооружение в столице кипчаков» (Мурад
Аджи).
В «Книге
путешествий» (1641 -1667) Эвлия Челеби отмечает, например, что в одном только городе
Гёзлеве (Евпатория) двадцать четыре мечети и столько же бань. Кроме того, «все известные
жители имеют бани в своих прекрасных домах и дворцах».
Путешественник описывает
крымские бани так: «Все это чудесные бани, красиво построенные, с весьма
приятным воздухом и водой, наполняют они человека радостью и восхищением.
…Бассейны, прекрасно украшенные и отполированные, краны над ними позолочены, и
тазики для поливания водой выглядят так, как будто чистым золотом покрыты...
Ковры там чистые, а банщики все красивы, ловки и умелы».
Сравните:
- «Думая, без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, Славяне мало пеклися о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост». (Н.М.Карамзин. История государства Российского).
- В XI веке папа Климент III издал указ, запрещающий купаться и даже мыть лицо.
По материалам книги «Крымскотатарская символика»,
2002. – Составитель Р.Т.Султанбеков
В дурно пахнущей Европе с ее «культурой ночных горшков» Крым был исключением - там уже имелось все, чем пользуются современные люди, вплоть до фаянсовых унитазов, горячей воды и канализации (Наталья ДРЕМОВА, 13 октября 2008. Из археологического отчета).
ОтветитьУдалить