06.05.2013

«Ыргат Кадыр? Виновен!»

Тема гражданственности – главная в творчестве Ы.Кадыра. В стихотворении «Ыргату Кадыру», которое написала жена поэта Ф.Ибраимова, есть такие строчки: «Тебя нет давно, а на праздниках и торжествах – всюду звучит твой марш…»

Действительно, не одно поколение крымскотатарской молодежи бодро распевало «Марш красноармейцев», написанный в 1931 году (музыка Я.Шерфединова). Впрочем, многие русские люди, жившие в Крыму до войны, и сейчас могут вспомнить несколько крымскотатарских строчек из этого марша:

Айды-айды-айды, даим илери,
Урь ватаннынъ джесюр, яш аскерлери! –
Вперед, всегда вперед,
Смелые воины свободной страны!

Есть у Ы.Кадыра и «Партизанский марш», и «Марш колхозников», сами за себя говорят названия стихотворений «Комсомолка», «На посту», «Рожденные для битвы» и др.

В 1926 году в стихотворении «Воспоминание Ыргата» (ыргъат в переводе с крымскотатарского – батрак) поэт пишет о своей жизни до Октябрьской революции 1917 года:

Горек был мой хлеб насущный,
Беден был мой дом пустынный.
Изо всех моих печалей
Не забыл я ни единой:
Отражается былое в гневной памяти
моей.

И далее о жизни при социализме:

Солнце вспыхнуло, как роза,
Жизнь, как тополь, зашумела,
Счастья в первый раз коснулся
Я рукою онемелой;
Стало крепче бронзы тело:
С песней радостною смело
Я иду путем широким вместе с партией
моей.
                                                                          
Перед нами встает образ человека из народа, искренне преданного Советской власти. С такой же искренней самоотверженностью он с оружием в руках защищал социалистическую Родину от немецко-фашистских захватчиков. За нее он отдал свою жизнь. Но эта родина назвала и его родителей, и его детей, и его самого предателями. Виновными! Виновен по национальному признаку.

Наши современники оценивают существовавший в СССР социалистический строй и его приверженцев по-разному: одни говорят о них с ненавистью, другие – с чувством ностальгии. Поэтому в настоящее время творчество Ы.Кадыра оценивается критиками неоднозначно.

Однако Ыргат Кадыр был таким, каким был: искренним и талантливым поэтом. Таким он и вошел в историю крымскотатарской литературы.

2 комментария:

  1. Aydin Eshref-oglu Shemi-zade12 марта 2016 г. в 08:42

    Из архивных данных известно, что к началу войны в Крыму проживало только 15938 татар в призывном возрасте от 18 до 45 лет. (ГАРФ. Ф.Р.-9479 Оп.1. Д. 436-33. Л. 98-99).

    Из тех же данных известно, что на фронтах погибло 3271, без вести пропало 1290 человек.

    После войны за 1945-1946 годы в места ссылки было отправлено 8995 крымских татар-ветеранов. В том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

    Некоторое число крымских солдат и офицеров избежало отправления в места депортации и расселилось по разным регионам СССР.

    Большая ложь о «массовом участии крымских татар в военных формированиях Вермахта» основывается на письме государственного преступника Кобулова на имя Берии, в котором излагается выдумка, что «20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма». Это утверждение противоречит архивным сведениям и является очевидным информационным сопровождением преступления властей в отношении выселяемого народа. Однако эта ложь государственных преступников с готовностью была принята и развита некоторыми услужливыми историками и публицистами и эксплуатируется по сей день.

    ОтветитьУдалить
  2. Советская власть вообще убивала многих русских и нерусских талантливых людей. Но по отношению к крымским татарам коммунисты совершили геноцид (действия, которые совершаются с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу).

    ОтветитьУдалить