Цитата из словарной статьи Шефики Абдурамановой, опубликованной в книге «Крымскотатарская символика».
В древнегреческой мифологии есть драконоподобное существо с девятью головами. Когда Геракл хотел убить его, у дракона вместо каждой отрубленной головы вырастали две новые. Помог Гераклу его племянник: он стал прижигать факелом раны на шее дракона, после чего головы перестали расти. В крови поверженного дракона Геракл омыл свои стрелы, в результате они стали смертельно ядовитыми. Однако некоторое время спустя сам Геракл из-за них и погиб.
В русских сказках богатырь стремится отрубить голову дракону: «Только дракон открыл пасть, богатырь говорит: «Мой меч – твоя голова с плеч». И отрубил дракону голову. Но у дракона вместо одной выросло три головы. Тут богатырь говорит: «Мой меч – твои три головы с плеч». И отрубил три головы одну за другой. Отрубил богатырь дракону три головы, а у дракона выросли девять голов... (по мотивам рассказа с сайта neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/proza/1095361.html)
Конечно, в сказках русский богатырь побеждает дракона, в православной иконе Георгий Победоносец убивает Змея. Крымские татары, впитавшие в себя русскую и западноевропейскую культуру, воспринимают подобные факты как положительное явление. Но если сбросить наращиваемый на наше сознание этот ассимиляционный пласт и вернуться к своим тюркским корням, то поймем: Змей – один из символов древних тюрок. Так и дракон на Востоке воспринимается совершенно иначе. В крымскотатарской литературе дракон (аджерха) – символ невероятной и необъяснимой силы духа, самосознания и патриотизма – того, что невозможно уничтожить физически. Чем больше сила, направленная против, тем сильнее эти качества укрепляются.
Есть восточная сказка о бессмертном драконе, которого невозможно победить. Его можно было убить, но победить не удавалось никому. Потому что богатыри, выходившие на бой с драконом, могли его убить. Но дракон воскресал в новом обличии - в обличии убившего его мужчины. И все повторялось вновь. Дракон не победим!
ОтветитьУдалить