Художник Томас Арутюнян |
Замечали ли вы, как часто в крымскотатарской литературе социалистического периода встречается словосочетание «Акъкъым бар»? Например, я замечала, однако не особо над этим задумывалась, пока не прочла статью Нардугана Ибрагима. И многое стало восприниматься в совершенно новом свете.
Почему-то сразу вспомнились старик крымский татарин из рассказа Дж.Гафара «Ёлджулыкъта», который горе горевал из-за того, что его «лишили голоса»; стихи А.Герайбая, Ш.Бекторе; вспомнились и записи иноземцев, бывавших в Крымском ханстве, удивлявшихся – и не понимавших! – этого обычного для крымских татар явления.
Следом за «воспоминаниями» пришло осознание пугающих масштабов и скорости, с которой мы теряем духовное и культурное достояние своего народа. Свидетельство тому то, что написал Нардуган Ибрагим:
Акъкъым бар!
Имею право. Право говорить. Право требовать.
То есть, имею фактическое право на права полноценного члена общества, государства. Статус гражданина независимого Крымского ханства, по-видимому, и определялся этим главным правилом. И наличие его (статуса) не предполагало обязательной близости к трону правителя, определенного материального ценза его обладателя. К примеру, в Крымском ханстве были целые профессиональные сообщества венецианских или генуэзских купцов, сословие татов, которые не обладали правом Акъкъ, доступного для простого крестьянина или воина-степняка.
Правом быть Акъкълы дорожили больше имущества и больше жизни: выйти из него считалось несмываемым позором и бесчестием для рода. Право приема простого воина крымским ханом также обеспечивалось этим самым «Акъкъым бар!», после которого стража безропотно пропускала человека в покои хана.
Это право цементировало крымскотатарскую нацию, держало в узде небольшой чиновничий аппарат ханства и обеспечивало прозрачность его работы. Но самое главное, оно гарантировало абсолютную свободу слова и независимость личности как по праву избирать, быть избранным, так и по праву спросить за деятельность, а также по праву наказать за обман или несостоятельность. Имущественная дифференциация, социальный статус при этом совершенно не принимались ни в какой расчет. Всё остальное, помимо Акъкъым, – верили наши предки – есть не что иное, «как запах розы», то есть п р е х о д я щ е е.
С потерей независимости для крымских татар самым тяжелым испытанием стала потеря этого самого Акъкъым, то есть перевод человека из статуса Законотворящего в статус Законопослушного. Во многом это тоже способствовало исходу крымских татар на земли Османской Порты.
Проведение в 1917-1919 годах национальных крымскотатарских плебисцитов преследовали, в первую очередь, цель вернуть народу Право на права: вернуть крымского татарина вновь в статус Акъкълы. «Основные Крымскотатарские Законы», принятые Временным Мусисполкомом, тому доказательство.
Декларации большевиков о правах народов, подвергавшихся насилию и унижениям со стороны царизма, нашли отклик в душе крымского татарина, в массе поддержавшего социалистическое строительство. Однако вся система советско-коммунистической власти не ставила цели восстановления свободы личности. В принципе, советское законодательство сделало крымских татар еще более бесправными, чем они были при царизме, когда дела не уголовного характера решались в кадиятах.
Но вот развалился СССР, а его наследие осталось. В том числе, в сознании крымских татар. Созданная система так называемых органов национального самоуправления, известных у нас как «курултай-меджлис», явились советским продуктом в национальной оболочке.
Ведь если внимательно присмотреться к любому из этапов проведения нынешних «курултаев», то очевидно нарушение права Акъкъы свободного крымского татарина. Так было в 1991 году, так продолжалось после, в таком же положении «курултай-меджлис» находится и сегодня. Это структура, скроенная по демократическим лекалам, но не учитывающая священное для свободного крымскотатарского духа Акъкъы. В ней та же чуждая свободному волеизъявлению иерархия, та же ограничивающая система выборов, та же безнаказанность и несменяемость меджлисовской номенклатуры. Она не только не обеспечивает, но изначально направлена на лишение самой возможности крымского татарина почувствовать и заявить во весь голос и на весь мир:
Акъкъым бар!
Крымское ханство делилось на 48 судебных округов – кадилыков. Но, если приговор предусматривал смертную казнь подсудимого, то это дело рассматривалось в вышестоящем суде. На это обращает свое внимание и литовский дипломат М.Литвин. Сравнивая правосудие Крымского ханства и Литвы, он утверждал, что литовцы «мучают, уродуют, убивают без суда, по малейшему подозрению своих людей, добытых не войною и не куплею, принадлежащих не к чужому, а к нашему племени и вере», тогда как в Крымском ханстве бей не может осудить подвластного к смертной казни без санкции высшего суда.
ОтветитьУдалить