10.10.2014

История исхода крымских татар


Крым был аннексирован Россией в 1783 году. С этой даты начинается история исхода крымских татар с родной земли.

1783-1787
Первыми результатами российской аннексии стали восстания крымских татар. «Умиротворе-ние края произошло только после истребления значительной части татар» (Вольфсон Б., 1941). Увы, точное число жертв карательных акций, проведенных уже в мирное время, неизвестно.

В эти годы начинается первый массовый исход крымских татар, вызванный политикой грабежа и насилия, проводимой властью. Уже в первые годы существования «русского Крыма» его ос-тавили 4-5 тысяч татар, эмигрировавших в Тур-цию. К 1787 г. общее число эмигрантов достиг-ло 8 тысяч человек (Маркевич А.И., 1928).

1792
Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Потемкин решил «укрепить оборону полуострова», осно-вав первое крупное славянское поселение у Керчи, где в 1788 г. отвели земли для Черно-морского казачьего войска. Оружие у крымских татар изъяли еще до войны, в 1784 г., а в 1787 последовал указ о выселении их из приморских деревень. Заодно изъяли у них скот, впрочем, оружие вскоре вернули, но не владельцам, а христианам-крымчанам.

С началом войны прервался сбыт аграрной про-дукции, что отбросило экономику Крыма далеко назад. Войсковые перевозки повлекли за собой массовый падеж тяглового скота, за который компенсации почти не выплачивались. Если крестьяне во время принуди-тельных по сути работ питались из войскового котла, с них взыскивали сумму, далеко превышавшую дейст-вительную. Имела место и подчеркнуто национальная дискриминация. Для русских, чьи хозяйства входили в зону военных действий, делалась скидка с 10-рублевого (в среднем) подушного налога в 7 рублей, а с татар – только 1,1-1,7 рубля, т.е. по сути тяготы с разоренного хозяйства оставались прежними.

Были и другие поборы, не санкционированные властями. Например, казаки хватали крымских татар, угрожая им пересылкой по этапу в Сибирь якобы за сотрудничество с противником, и требовали выкуп. Крестьяне должны были платить 3-5 рублей, с зажиточных брали отступных по 50-100 рублей.

Если при обыске находили старое, ржавое холодное оружие (а у какого татарина нет дедовского кинжала!), то виновного ковали в кандалы (причем скидки не делались ни малолетним детям, ни древним старцам), а затем требовали выкуп с родственников, и тут сумма резко возрастала.

И все-таки пока шла война, крымские татары были спокойны. Однако при известии о Ясском мирном договоре (1791), положившем конец надеждам на восстановление древних традиций, народные массы уяснили себе, что никаких улучшений в их судьбе ждать не приходится.
 
Начавшейся в 1792 г. эмиграции русские чиновники не препятствовали и «даже подгоняли бежавших, завладе-вая бросаемой татарами на произвол судьбы землею» (Голъденберг М., 1883). По мнению А.Маркевича (1928) приблизительно из полумиллиона крымских татар выехало чуть менее 100 тысяч, то есть 1/5 часть народа.

1850-1860-е
Новые и новые акции царизма, грозившие физической деградацией и вымиранием не только отдельным семь-ям, но и всему этносу, вынудили крымских татар проявить непокорность судьбе, неотвратимо влекшей народ в пропасть забвения. Однако сопротивление это было своеобразным.

Таким образом крымские татары были доведены до того предела, за которым жизнь становилась невозможной. Известно, что крестьяне всего мира держатся за землю до последнего, противясь даже соблазну переезда в соседний город. Упорно цеплялись за нее и коренные крымчане, пронеся эту верность наследию предков сквозь все издевательства и унижения. Но теперь их ждала неминуемая смерть. И все же они медлили два-три года, продавая жалкое имущество, нанимаясь батраками на чужую землю, нищенствуя.

Последним толчком стал слух о близящемся выселении их в Оренбургскую губернию. И администрация края эти толки отнюдь не рассеивала. Возможно, они были рождены в глубинах кабинетов, ведь сам Александр II рассматривал возможное освобождение Крыма от «вредного населения» как исключительно «благоприятное явление» (Никольский П.В., 1929).
 
Известно, что чиновники прозрачными намеками раздували тревогу крымских татар, рассчитывая погреть руки на всенародном исходе. Так, помещики кроме брошенных земель получали еще и деньги за предоставление татарам паспорта. Это было всеобщим явлением, а кое-где поборы достигали таких размеров, что чиновники попросту обогатились на народном горе.
 
В начале 1860 г. движение эмиграции вспыхнуло, подобно степному пожару, перебрасываясь с уезда на уезд, стало неуправляемым, лавинообразным. Пик переселения пришелся на 1863 г.

Сколько всего бежало, сказать сложно. По подсчетам правительства, 141 667 человек, но сюда не входят те, кто выехал без паспорта, а их было немало. Согласно сведениям Никольского П.А. (1929), когда эмиграция закончилась, в Крыму остался 102 951 житель. Итак, если огромная Россия потеряла в Крымскую войну несколько десятков тысяч человек, то маленький полуостров – более полутораста тысяч, т.е. более половины своего населения.

Вот слова очевидцев этого поистине библейского исхода: «Бросив на произвол судьбы свои постройки и сельские принадлежности, расставшись навеки с прахом своих предков, эти татары громадными нестройными массами со всем своим движимым имуществом, со старцами, женами, детьми, больными двинулись из своих прадедовских жилищ к Евпатории, Севастополю, Феодосии, Керчи, откуда на пароходах и парусных суднах переправились в Турцию» (Горчакова Е., 1883).

Этим пользовались турецкие и греческие моряки, часто отбирая у них за перевоз последнее. Суда нередко вообще не годились для перевозки пассажиров. Стремясь заработать в эту необычную «путину», владельцы ветхих шхун и фелюг загружали их выше любого предела. В море эти суденышки гибли от малейшего волнения; о том, сколько татар «погребено в пучинах Черного моря... знают те шкипера, которые перевозили этих несчастных, да карантинные стражники и прибрежные жители Крыма, находившие во время эмиграции ежедневно по нескольку трупов, выброшенных морем и принадлежащих переселенцам» (Горчакова Е., 1883). Берега Черного моря в страшном ожерелье из трупов – такое зрелище предстало приморским жителям Крыма в первый и последний раз.

Остается добавить: пожар эмиграции привлек к Крыму массу спекулянтов и жуликов всех мастей из России, которые надеялись нагреть руки на татарском имуществе. Российское правительство назвало эти события «счастливой случайностью для края» (Усов С.А., 1925), «...потери мы в этом не видим решительно никакой; напротив, удалением своим в пределы Турции крымские фанатики развязали руки русскому правительству, которое постепенным преобразованием старалось улучшить и развить благосостояние Крыма» (Б-н И., 1856).

1870-1875
Массированное политическое, экономическое, социальное наступление на крымскотатарский народ повлияло на национальную психологию населения и, в частности, на общую демографическую ситуацию. Нагляднее всего это отразилось на деторождении: в 1880-х гг. крымских татар умирало втрое больше, чем рождалось (Гаспринский И., 1889). Крымскотатарское общество было обескровлено морально и физически.

Дождавшись, когда подобная ситуация созрела, правительство нанесло давно задуманный и подготовленный удар: начался раздел испокон века неделимых и неотчуждаемых угодий, усадеб, постоялых дворов, чаиров между различными ведомствами, в результате чего крымские татары в первые же годы потеряли 2/3 своего общего достояния. Редкие попытки сопротивления подавлялись безжалостно, прихвостни землевладельцев, их слуги расправлялись с «мешавшими им татарами» физически. Как говорят очевидцы, преступники при этом оставались безнаказанными (КВ, 1896, № 75).

К этим притеснениям и национальной травле присовокупилось принятие нового закона о воинской повинности в общеармейских частях, в которых мусульманам пришлось бы есть запрещенную шариатом свинину и вряд ли удалось бы соблюдать посты и отправлять религиозные потребы. Кроме того, предполагалось распределить крымчан поодиночке в различные русские полки, где от сослуживцев вряд ли можно было ожидать иного, кроме издевательского, отношения (Мартьянов Г.П., 1887).

И вновь поднялась волна эмиграции, люди покидали Крым, часто даже без паспортов, незаконно, на турецких фелюгах, отходивших по ночам из Евпатории, Судака, Севастополя и Гурзуфа. Поток этот пресекся лишь в 1875 году, когда началась война на Балканах.

1890-е
Активизировался процесс перехода земли от крымскотатарского населения к русским, немцам, караимам. Сно-ва исподволь началась агитация со стороны чиновников за эмиграцию, и не без успеха – в 1893 г. поднялась очередная волна эмиграции.

1900-е
Своего пика исход татар достиг на рубеже веков, когда в Крыму стало известно о создании так называемой Противомусульманской лиги. Говорили, что цель этой организации – насильственное обращение всех крымских татар в православие.

В эмиграции были заинтересованы влиятельные слои общества, которые этого и не скрывали. Так, губернатор новороссийский доносил в 1902 г.: «Считая невозможным и даже бесполезным удерживать насильно татар в подданстве русском и в пределах империи, я в то же время признавал бы весьма желательным приобретение оставленных ими земель в русские руки. ... Было бы крайне желательным, чтобы Крымский банк оповестил... местное татарское население о желании своем покупать земли... Я убежден, что этим будет сделан действительный шаг к дальнейшей колонизации Крыма...» (Щербаков М.М., 1940).

Что же изменилось с 1873 г., когда власти еще удерживали татар? Объяснение – в увеличении за 30 лет за счет привезенных христианских колонистов населения Крыма почти втрое. Теперь на полях и в садах было кому работать, надобность в татарском крестьянине отпала, исчезновение подобного «балласта» с крымской земли было бы для российских колонизаторов только желательным.

1944-1990-е
Насильственное поголовное выселение крымских татар в 1944 г. Выселение привело к гибели 46% общей чис-ленности народа. До 1968 г. в Крыму вообще не было крымских татар. Возвращение народа началось в конце 80-х-начале 90-х гг. ХХ века.

2014
По некоторым сведениям, около 8 тысяч крымских татар, покинув Крым, уехали в Украину. К счастью, темпы новой эмиграции ныне несколько замедлились. Однако СМИ активно распространяют информацию, пугающую крымских татар усилением репрессий по национальному признаку.

После столь печального повествования о мытарствах народа в течение последних 230 лет,  хочется обратиться к крымским татарам, ныне живущим в Крыму. Мы – историческое ядро этноса, прямые потомки древнейших обитателей полуострова – и на этот раз остались на Родине.
 
По материалам книги Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. – М.: Мысль, 1992.

2 комментария:

  1. 8 тысяч - цифра явно завышенная... Исход - это насовсем, а многие уехали на работу. Многие уже вернулись, лично знаю семьи, которые 2 месяца пожили в Днепропетровске и, поняв, что ничего не грозит, вернулись обратно.

    ОтветитьУдалить
  2. Рустем Аметов5 апреля 2016 г. в 13:28

    Только наши враги (тайные или явные) делают так, чтобы мы под разными предлогами покидали Родину, даже ненадолго!

    ОтветитьУдалить