07.09.2014

Жизнь русского татарства


СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО*
 
Господину Елизаветпольскому Губернатору
Департамент полиции
31 декабря 1900г.
№13421
 
Из имеющихся в Департаменте Полиции сведений устанавливается, что за последнее время в татарской литературе замечаются совершенно новые веяния грозящие расшатать весь многовековой уклад жизни свыше четыр-надцатимиллионного мусульманского населения Русского Государства и дающие возможность предполагать о готовящемся в жизни сего населения серьёзном переломе.

Первоначально эти новые веяния проявились в совершенно, повидимому, невинной области – нового метода обучения грамоте и вызваны были появлением изданного в 1884 году крымским мурзаком Исмаилом Гаспринским учебника татарской грамоты, составленного по европейской звуковой системе (речь идёт о книге «Ховадже-и-субьян» – И. К.), значительно облегчающей усвоение детьми татарской и арабской грамоты и сокращающей время обучения.

Вскоре благодаря означенным достоинствам, учебник Гаспринского завоевал себе среди татар все права гражданства отодвинув на задний план мулл, в руках коих до того времени сосредотачивалось обучение всего татарского населения: рядом с этим распространялись и новые прогрессистские веяния, не замедлившие превратиться в целое умственное и общественное движение, отразившееся в татарской литературе нарождение двух новых течений: одного, отстаивающего старые традиции, а другого – служащего проводником в жизнь русского татарства новых идей прогресса и культуры.

Полемика между сторонниками двух течений сразу сильно обострилась и вместе с тем приняла национальный, общественный и культурный характер. Стародумы магометанства, по большей части муллы, выступили в защиту старых традиций с такой страстностью, какую можно объяснить лишь испытываемым ими страхом и смущением пред новым движением, грозящим отнять у них прежнее влияние и силу. Новометодничество понимается ими как нововведение, угрожающее татарам отпадением от ислама и обращением в неверных, причём они помышляют даже о привлечении на свою сторону администрации к делу распри с новаторами.

Сторонники же новых веяний в своих сочинениях призывают татарское население России к образованию, при-обретению практических познаний как в области ремёсел и промышленности, так и в изучении иностранных языков, дабы оно было культурно и богато. При этом новаторы приглашают своих единоверцев не в единую общеобразовательную школу, т. е. русские гимназии и высшие учебные заведения, а в особые татарские рас-садники высшей мудрости, где европейская наука должна сочетаться с Кораном и преподаваться на татарском языке. Они указывают на необходимость осмыслить свою веру, очистив её от суеверия и невежественных толкований мулл и укрепить свою народность расширяя область применения родного языка в литературной, научной и религиозной сфере и вообще хлопочат о прогрессе на почве Ислама и тюркской народности.

Ограничатся ли прогрессисты в своих стремлениях вышеуказанными целями, или же, победив сторонников старых традиций, пойдут далее предрешить в настоящее время не представляется возможным, как равно нет возможности предугадать какая из двух партий останется победительницей и какие будут с точки зрения инте-ресов русской государственности результаты. С этой последней точки зрения, старотатарщина, держащаяся старых преданий, составляющих их благосостояние не может быть признана надёжной, причём не более надёжна и партия прогрессистов, ввиду одинакового с мусульманским духовенством отчуждения её от России.

Каковы бы однако не были результаты торжества той или другой партии, опыт и недавние события в наших среднеазиатских владениях (Андижанское восстание) показали с какой осторожностью и бдительностью следует относиться ко всяким движениям и настроениям в среде мусульманского населения в России и насколько важно заблаговременное и возможно полное ознакомление с такими движениями.

Признавая ввиду сего необходимым всесторонне осветить вышеуказанное начинающееся движение как для выяснения действительного характера и конечных его целей, так и его значения в общегосударственном смысле, Департамент Полиции об изложенном имеет честь сообщить Вашему Превосходительству, покорнейше прося Вас, Милостивый Государь, не отказать в распоряжении о: 1. Выяснении среди мусульманского населения вверенного Вам района лиц, выступающих в татарской литературе в качестве авторов новаторских сочинений. 2. Собрании подробных сведений об их личности, общественном и имущественном положении, а также связях в мусульманской среде как равно и о том, где они получили своё образование. 3. Установлении существует ли связь между сторонниками нового движения и младотурками и не вдохновляются ли они из Турции или иного заграничного мусульманского центра и 4. Выяснения, где и кем основаны в пределах вверенного Вам района мусульманские школы с преподаванием по новым методам, кто состоит в них преподавателями и под чьим заведыванием и контролем такие школы находятся.

О последующем благоволите, Милостивый Государь, уведомить в возможно непродолжительном времени для доклада г. Министру Внутренних Дел.

Подлинное подписал: Директор (Залянский ?).
________________
* Керим И. Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи (1883-1914). – Акъмесджит: Тарпан, 1999. – С.308-311.

1 комментарий: