01.09.2014

Последний крымский хан


Терджиман. – 1886. – 5,12 декабря*.

ШАХИН ГЕРАЙ – ПОСЛЕДНИЙ КРЫМСКИЙ ХАН

Преподаватель Симферопольской гимназии Федор Лашков [1] издал брошюру под приведённым выше названием. Говоря о последних событиях, предшествовавших присоединению Крыма к России и личности последнего хана, брошюра представляет живой интерес, тем более, что написана бойким простым языком. Для читателей «Переводчика» приводим здесь в извлечении из означенной книжки некоторые сведения о личности и деятельности последнего хана.
 
Интерес, возбуждаемый Шахин Гераем, заключается как в его деятельности, весьма поучительной с точки зрения тогдашнего состояния Ханства, так и в его, не лишённой драматизма, судьбе. Последние дни Крымского ханства, когда Россия и Турция вели упорные и жестокие войны из-за обладания Чёрным морем и Крымом, когда население Крыма было разбито на множество партий, постоянно враждовавших и интриговавших друг с другом, не легко было хану удержаться на престоле. Шахин Герай был последним по счёту, но по способностям и личным качествам один из первых ханов Крыма.
 
Крымское ханство было подчинено Турции. Ханы утверждались султанами и служили союзниками их в войнах. В славное царствование Екатерины Великой произошли решительные войны (1760-1783) с Турцией и Крымом из-за преобладания на Чёрном море. Было очевидно, что небольшое, слабое ханство не может далее существовать, служа раздором между двумя могущественными соседями. Нужно было прежде всего порвать связь Крыма с Турцией и объявить Ханство независимой землёй. Но это было нелегко сделать. Русское правительство действовало в Крыму в этом направлении. Турция употребляла все усилия отвратить крымцев от нападения. Крым представлял в эту эпоху арену самой оживлённой деятельности, интриг, подкупов, не дававших населению ни минуты покоя.
 
Избранный в ханы при содействии России, Шахин Герай с первых же дней должен был почувствовать всю трудность и опасность своего положения. Покровительство России, естественно, возбуждало вражду Турции и усложняло без того тяжёлое положение хана, не имеющего ни денег, ни войска, ни помощников, ни народного доверия. Но как бы там ни было, в 1776 году Шахин Герай был объявлен Крымским Ханом. Родившись в Адрианополе [2], Шахин рано потерял отца и вырос под попечением своей матери. Молодой Герай рано выказал свои способности, ум и любознательность, которые привели его в Венецию, где он изучил итальянский язык и познакомился с западноевропейской образованностью и жизнью. Дядя его – Керим-Герайхан – полюбил способного племянника и вызвал его в Крым, где назначил сераскером[3] ногайской орды.
 
Знакомый с тогдашней Европой и вполне понимая положение Крымского Ханства, молодой Шахин, видимо, задался широкими целями, чтобы возвратить Крыму могущество, спокойствие и преуспеяние. Но он был одинок среди всеобщего невежества, деморализации и упадка. Ни полузнающие муллы, ни любители плова и скакунов не могли понять или усвоить идей и стремлений Шахина, стоявшего на целое столетие впереди окружавшего люда, приведшего своего вождя к печальной и трагической развязке.
 
Мы сказали, что Шахин Герай питал в душе идеи великих реформ и преобразований. Судя по имеющимся данным и некоторым его деяниям, он желал создать в Крыму регулярное войско, правильную, на манер европейской, администрацию, думая этим укрепить Ханство и продолжить его существование. Он мечтал присоединить к Крыму Кубанские и Кавказские земли, чтобы создать великое приморское татарское государство.

Первыми его деяниями были перепись населения Крыма и учреждение постоянного войска «сейменов» [4], набираемых по одному от пяти дворов. Разделив Ханство на округи, Шахин Герай назначил для администрации каймакамов [5], мудиров и казиев. Из более влиятельных и родовитых мурз было образовано нечто вроде государственного совета, из мелкого мурзачества была образована гвардия. Последние меры хана очевидно имели целью сплотить вокруг себя мурз и беев, постоянно своими раздорами и неповиновением затруднявших деятельность ханов, коих они часто ниспровергали.
 
Так как постоянное войско и новая администрация требовали значительных расходов и средств, то Шахин Герай неминуемо должен был увеличить разные повинности и ввести некоторый порядок в финансовую часть своего управления. Увеличение повинностей и нововведения хана были не по душе населению, привыкшему к полной беспорядочности. Однако несмотря на все затруднения, хан успел устроить монетный двор, пороховой и пушечный заводы и полк «сейменов». В этих заботах застало его первое восстание, которое было подавлено, а зачинщики казнены.
 
Шахин Герай, знакомый отчасти с современной ему Европой и проживавший несколько времени в С.-Петербурге, где он обращал своё внимание на многое, ввёл некоторые нововведения в дворцовую и свою частную жизнь. Этого было достаточно, чтобы невежественная толпа говорила о своём хане как об отступнике от народных обычаев и верований. Так с ужасом рассказывали, что хан не кушает сидя на полу, а сидит за столом; что кучер его русский; повар – итальянец! Полное непонимание жизни и деятельности своего хана населением, интриги Турции, желавшей низложения хана как лица близкого русскому правительству и назревание вопроса присоединения Крыма к России, вели к тому, что никакой прочный порядок не мог установиться. Стамбул держал сторону недовольных, Петербург поддерживал хана. Возникшие беспорядки и бунты были подавлены ханом со всей строгостью и кровопролитиями. Так прошло несколько лет, в течение коих народ возненавидел хана, а хан – беспокойный народ.
 
В январе 1783 г. представители России успели убедить Шахин Герая отказаться от власти над неблагодарными крымцами и обнадёжили его получить трон в Персии. Оставив слабую, но трудную власть, хан выехал в Россию и отправил семью и прислугу в Тамань. На содержание хана было назначено 200000 рублей в год. В апреле того же года был объявлен Высочайший Манифест Екатерины Великой о принятии Крыма в русское подданство.
 
Через год, с надлежащего разрешения, Шахин Герай переселился в Турцию. Хотя он явился туда с соизволения султана, но по прибытии в Константинополь его препроводили в ссылку на остров Родос, где, говорят, он погиб насильственной смертью.
 
Указав на реформаторские мечты Шахин Герая, мы не придаём им значения, ибо к его времени дни Крымского Ханства были сочтены и никакие реформы не могли изменить ход исторических судеб, но мы желали бы обратить внимание на то обстоятельство, что несчастный Шахин Герай является первым мусульманским государем-новатором, прозревшим, что Европа далеко опередила мусульманские страны и народы. Первыми новаторами и преобразователями считают обыкновенно египетского Мехмет Али-пашу и турецкого султана Махмуда [6]. Шахин предшествует им и по времени и по инициативе. Не его вина, если рок судил ему родиться и жить не во время.
 
Примечания:
 
1. Лашков Ф. (1858-1917) – русский историк и этнограф, автор книг «Шагин-Гирей – последний крымский хан»,  «Сельская община в Крымском ханстве», «Памятники дипломатических отношений Крымского ханства с Московским государством в ХУ1-ХУП вв.», «Исторический очерк крымскотатарского землевладения».
 
2. Адрианополь (Адриануполис, Одрин) – Эдирне город в Турции.
 
3. Сераскер – главнокомандующий.
 
4. Сеймены в Османской империи формировались из крестьян в случае крайней необходимости. Каждым корпусом командовал паша данной провинции. За время службы получали жалование. Как правило, были плохо вооружены и необучены. (wiki).
 
5. Каймакам – начальник округа.
 
6. Махмуд II (1784-1839) - турецкий султан в 1808-39 годах. В 20-е и 30-е годы провёл ряд прогрессивных реформ, в том числе упразднение янычарского корпуса, ликвидацию военно-ленной системы и другие.
 
* Керим И. Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи (1883-1914). – Акъмесджит: Тарпан, 1999. – С.31-35.

7 комментариев:

  1. Нардуган Ибрагим17 марта 2015 г. в 07:49

    История о Шагин Герае - один из многочисленных мифов имперской историографии. Вся "документальность" этого эпохального события лежит в плоскости картины художника Б.Чорикова, написавшего картину с Шагин Гераем и Потемкиным по истечению 50 лет после захвата Суворовым полуострова. А также брошюрки известного исламофоба Ф.Ф.Лашкова. Вот и вся документалистика! Наша же высоколобая интеллигенция, ввиду собственной невежественности, обсуждает "предательство" Шагин Герая, основываясь на фальшивках... Идиотизм!...

    ОтветитьУдалить
  2. Андрей Панов1 ноября 2018 г. в 06:43

    Последний крымский хан.
    21 июля 1783 г. в Карасубазаре Потемкин зачитал манифест о присоединении Крыма к России, отречении хана Шахин Герая, а знать и мурз обязал присягнуть российской императрице. В ноябрь следующего года русский посол потребовал oт Турции подписания документа, признающего присоединение Крыма к России. Он добавил, что в случае отказа его страна будет вынуждена объявить войну. По получении этого ультиматума был созван государственный совет в Стамбуле, который 10 декабря, в пятницу подтвердил присоединение к России Крымского государства. Османские официальные лица сначала не хотели принять подарков от российского посла, но потом, чтоб не встревожить русских, все же приняли. Историк Джевдет-паша так комментирует это событие: «Было бы целесообразным, если бы османские представители не приняли этих подарков. Ведь мураххасы были вправе отказаться от подарков любой ценности…».
    Это было серьезным унижением для Порты, и под давлением общественного мнения в 1787 году Турция объявляет России войну с одной заветной целью – вернуть Крым. В 1789 году Порта формально возрождает Крымское государство и выдает ферман на ханство Бахт Гераю, старшему сыну знаменитого хана Крым Герая. Бахт Герай при правлении отца был на должности едисанского сераскера, при Каплан Гирае — нуреддина, а при втором правлении Максуд Герая — калгая. Получив ханский титул, Бахт Герай собрал татар и отправился отвоевывать буджакские земли. Но война закончилась в пользу русских. В 1791 году хан был приглашен в Дар-ус-Саадет (Стамбул), и на совете в саду великого визира Мухаммед-паши был отправлен в отставку и сослан в крепость на острове Крит. Так розовый куст Гераев, цветший 348 лет, был окончательно срезан.

    ОтветитьУдалить
  3. Крымским татарам и общественности в целом непрестанно, в течении более двух сотен лет навязывается "добровольное отречение Шагин-Герая", даже известную картину намалевали с изображением, якобы, этого действа... Но на деле, не представлены подлинники этого самого "отречения", которого не было. Отсутствие самого "самотреченного" Шагин-Герая на встрече "катькиного кобеля" с крымскотатарскими беями и мурзами также подтверждает эту мысль. Решения Шагин-Герая покинуть пределы Российской империи и уехать в Турцию, скорее всего бы не было, если бы он чувствовал за собой вину в гибели Крымского ханства. Османы ведь сами сдали русским стратегический объект - крепость Ени-кале в Керчи, что открыло путь для прямой интервенции и захвата Крыма. Убийство Османами Шагин-Герая было стремлением Стамбула уничтожить свидетеля, который много знал...

    ОтветитьУдалить
  4. Аблаева Диляра2 ноября 2018 г. в 10:39

    Nariman Ibadullaev, позвольте небольшое уточнение: Шагин-Герай был коварно отравлен османами...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. нет, уважаемая, по мнению турецких историков [материалы в Топкъапы музее], ему отрубили голову в отхожем месте на острове Родос...

      Удалить
  5. Рахметли Идрис Асанин, с горечью рассказывал после своей поездки в Турцию, где он, видимо, посетил и остров Родос, что Шагин Герая сначала, заковав в цепи, бросили в отхожее место, а позже отрубили голову. Эту ярость султана можно объяснить лишь независимым (дерзким) поведением низложенного крымского монарха. Видимо, Шагин Герай держался перед султаном достойно, в соответствии со статусом чингизида и, скорее всего, указал султану, кто был причиной сдачи Крыма русским...

    ОтветитьУдалить
  6. У А.С. Пушкина справка: Анна Гирей, 1820-е гг.: "Правнучка крымского хана Шагин-Гирея, татарка, крестница генерала Н. Раевского, путешествовавшая с его семьёй и с Пушкиным по Кавказу и Крыму в 1820 г." Есть версия, что именно она, тайная (и взаимная) любовь поэта, была музой многих стихов его, черкешенкой из «Кавказского пленника» и отчасти Татьяной Лариной. Он преподнёс ей «заветный перстень» с сердоликом. Но физическая близость с Анной не мешала Пушкину пылать страстью, пусть и платонической, к дочерям генерала Раевского.:)

    ОтветитьУдалить