С 31 января начинается Год Лошади. Поэтому вполне уместно вспомнить и поговорить о подкове, предохраняющей ее копыта от повреждений.
Известно, что в русскоязычной культуре сложилось отношение к подкове как к талисману, оберегу. В словарях русских пословиц и поговорок приводятся примеры: найти подкову – везение, неожиданная удача; класть подкову – дарить что-либо невесте на свадьбу. Утверждается: если повесить подкову над входом в жилище, в него придут процветание, здоровье, удача, деньги, согласие, мир, любовь, успех в азартных играх – материальные и духовные блага.
Является ли подкова талисманом для крымских татар? О значимой роли данного предмета в жизни народа свидетельствуют языковые факты. Подкова по-крымскотатарски – нал. И если «обычный» кузнец в крымскотатарском языке – демирджи (демир – железо), то кузнец, подковывающий лошадей, – налбанд.
Есть и синоним к слову нал – такъа(в). Слово такъат – сила. Возможно, корни этих слов не омонимы. Похоже, что это однокоренные слова, так как подкованная лошадь сильнее, быстрее, а, значит, и жизнеспособнее неподкованной. Отсюда подкова такъа связывается с силой – такъат.
Если обратиться к крымскотатарским народным песням, обращает на себя внимание значительное количество песен, в которых упоминается конь, но в них о подковах практически ничего нет. Нашла в одном из вариантов песни об Алиме айдамаке такие строчки (подстрочный перевод):
Мен атымны наллаттым, Я подковал коня,
Налы таймасын, Чтобы подковы не скользили,
Кеткен ёлу дерья олсун, Чтобы дорога стала рекой (счастливой),
Арткъа къайтмасын. Чтобы назад не вернулся.
Аналогичная ситуация с пословицами: о конях много, о подковах – редкость. Приведу одну:
Ат ольсе – налы къалыр. Умрет лошадь – останутся подковы.
Йигит ольсе – намы къалыр. Умрет джигит – останется его слава (имя).
Несколько фразеологизмов со словом нал:
Наллыны атмакъ – (арго) протянуть ноги, отбросить копыта, скопытиться, дать дуба (умереть).
Наллыны сёкмек ичюн ольмиш эшек арар – искать дохлого ишака для того, чтобы снять с него подковы (т.е. стараться получить выгоду из ничего).
Нал топламакъ (собирать подковы) – плестись в хвосте [событий].
Наллыны сёкмек ичюн ольмиш эшек арар – искать дохлого ишака для того, чтобы снять с него подковы (т.е. стараться получить выгоду из ничего).
Нал топламакъ (собирать подковы) – плестись в хвосте [событий].
Из сказанного выше можно сделать вывод: подкова в жизни крымских татар – важный, но обыденный предмет, которому крымские татары не придавали значения талисмана.
Очевидно, в те времена, когда возникли данные представления, на Руси подкова была большой редкостью (коней было мало) и ценностью (железа было мало). Поэтому найти ее считалось удачей.
ОтветитьУдалить