29.01.2014

Талисман ли подкова для крымских татар?


С 31 января начинается Год Лошади. Поэтому вполне уместно вспомнить и поговорить о подкове, предохраняющей ее копыта от повреждений.

Известно, что в русскоязычной культуре сложилось отношение к подкове как к талисману, оберегу. В словарях русских пословиц и поговорок приводятся примеры: найти подкову – везение, неожиданная удача; класть подкову – дарить что-либо невесте на свадьбу. Утверждается: если повесить подкову над входом в жилище, в него придут процветание, здоровье, удача, деньги, согласие, мир, любовь, успех в азартных играх – материальные и духовные блага. 

Является ли подкова талисманом для крымских татар? О значимой роли данного предмета в жизни народа свидетельствуют языковые факты. Подкова по-крымскотатарски – нал. И если «обычный» кузнец в крымскотатарском языке – демирджи (демир – железо), то кузнец, подковывающий лошадей, – налбанд. Есть и синоним к слову налтакъа(в). Слово такъатсила. Возможно, корни этих слов не омонимы. Похоже, что это однокоренные слова, так как подкованная лошадь сильнее, быстрее, а, значит, и жизнеспособнее неподкованной. Отсюда подкова такъа связывается с силой – такъат. 

Если обратиться к крымскотатарским народным песням, обращает на себя внимание значительное количество песен, в которых упоминается конь, но в них о подковах практически ничего нет. Нашла в одном из вариантов песни об Алиме айдамаке такие строчки (подстрочный перевод):

                    Мен атымны наллаттым,                   Я подковал коня,
                    Налы таймасын,                                Чтобы подковы не скользили,
                    Кеткен ёлу дерья олсун,                   Чтобы дорога стала рекой (счастливой),
                    Арткъа къайтмасын.                          Чтобы назад не вернулся.

Аналогичная ситуация с пословицами: о конях много, о подковах – редкость. Приведу одну:

                    Ат ольсе – налы къалыр.                    Умрет лошадь – останутся подковы.
                    Йигит ольсе – намы къалыр.              Умрет джигит – останется его слава (имя).

Несколько фразеологизмов со словом нал:

Наллыны атмакъ  – (арго) протянуть ноги, отбросить копыта, скопытиться, дать дуба (умереть).

Наллыны сёкмек ичюн ольмиш эшек арар – искать дохлого ишака для того, чтобы снять с него подковы (т.е. стараться получить выгоду из ничего).

Нал топламакъ (собирать подковы) – плестись в хвосте [событий].

Из сказанного выше можно сделать вывод: подкова в жизни крымских татар – важный, но обыденный предмет, которому крымские татары не придавали значения талисмана.

1 комментарий:

  1. Очевидно, в те времена, когда возникли данные представления, на Руси подкова была большой редкостью (коней было мало) и ценностью (железа было мало). Поэтому найти ее считалось удачей.

    ОтветитьУдалить