Э.Алимов (1912-1941). Худ.З.Трасинова |
Писатель и художник Эннан Алимов родился в 1912 г. в селе Копюрли-кой
недалеко от Карасубазара. После учебы в школе Эннан устроился рабочим на
табачную фабрику. Однако его тянуло к искусству, литературе.
В 1933 г. Алимов
поступил в Симферопольский художественный техникум им.Н.Самокиша и в 1936 г. окончил его. По некоторым данным, в том
же году Эннан Алимов был назначен директором этого техникума.
Он вдохновенно и много работает. Его рисунки
публикуются в газетах «Яш къувет», «Комсомольская правда», печатаются первые рассказы: «Родное село», «Горлица машет крылом», «Рыбаки» и др.
Возможно, Эннана Алимова ждала плодотворная, интересная жизнь и, быть может,
слава. Но началась Великая Отечественная война,
29-летний Эннан ушел на фронт. Он погиб в 1941 году в боях под Донбассом.
Рассказ «Горлица машет крылом», опубликованный в 1940 году, – история
двух подростков, которые сохранили и пронесли любовь друг к другу через все
испытания, выпавшие на их долю.
Своеобразна композиция рассказа. Измученный длительной болезнью человек все
время ощущает рядом с со-бой присутствие серой птицы – горлицы. Она «накидывала
на мою голову свое теплое крыло, и я, бессильный, послушно плыл к каким-то
темным берегам.
Ах, эта серая птица! Сколько уже дней она стерегла
мой сон, выжидала и надеялась! Стоило мне только уснуть или нарочно смежить
веки, как она неслышно влетала в комнату, плавно садилась у моего изголовья и,
сложив крылья, замирала. Чего она ждала?»
Ослабленный, но уже выздоравливающий,
рассказчик уснул. Такова экспозиция произведения. Все, что следует далее –
сон-воспоминание, один эпизод из трудного, голодного детства. Однако каким бы
трудным оно ни было, жизнь есть жизнь, а в ней всегда есть место для любви.
Прошли годы, девочка «в стареньком черном платьице»
уже носит «жакетку с депутатским значком», но она все так же любит и любима. Все изнурительно длинные дни болезни между
человеком и смертью стояла Любовь. И она оказалась сильнее.
Однако этот рассказ не только о любви двух молодых людей. В нем есть еще одна тема:
«А сколько людей, которым вовсе нечего есть! Война, разруха, Врангель...
– все это, как саранча, сожрало наше добро», – так рассуждает подросток, повторяя слова, услышанные им от взрослых.
За это
упоминание о голодоморе, который был организован
Советской властью в Крыму в 1921-1922
годах, писателя могли расстрелять, обвинив в
национализме, шпионаже и т.п. Но не успели: он погиб на фронте.
Э.Алимов погиб на
фронте, а его родителей и родственников выслали из Крыма, обвинив, как и
всех крымских татар, в предательстве. Он защищал Родину, а она его предала.
Мемет Абселямов, крымскотатарский художник, тоже был выпускником студии Самокиша (1934 год).
ОтветитьУдалитьЧасть крымскотатарских фронтовиков, которые, невзирая ни на что, стали возвращаться в Крым после массовой депортации крымских татар в 1944 году, не обнаружили здесь свои семьи. Увешанные орденами и медалями, не смирившись с вопиющей несправедливостью, они стали массово обращаться в военные комиссариаты, местные органы власти и Москву с требованием вернуть их семьи в Крым. Постепенно таких фронтовиков становилось все больше, они стали организовываться в группы и настойчиво добиваться выполнения своих требований. Местные власти растерялись и стали телеграфировать о ситуации в Москву. Оттуда пришло распоряжение не обострять ситуацию, тянуть время и временно разместить всех фронтовиков в гостиницах и санаториях Крыма, пока Москва не примет решения. И Москва решение приняла...
ОтветитьУдалитьВ августе 1945 г. всех фронтовиков под предлогом рассмотрения их требований собрали в Симферополе в клубе НКВД. В этом здании сейчас располагается Крымскотатарский театр. Мужчин арестовали и посадили в подвал, а потом по ночам на грузовиках вывозили из города и расстреливали. Одна группа была вывезена в сторону Ангарского перевала и расстреляна в районе горы Чатырдаг, другая – в сторону Карасубазара у горы Ак-Кая, третья – в сторону Николаевки в район села Дубки. Всего было расстреляно около 500 крымскотатарских фронтовиков. Весь город знал о случившемся, но все под страхом расправы говорить об этом боялись.
Об этой истории Радио Азатлык рассказал ветеран крымскотатарского национального движения Иззет Хаиров. В свою очередь, ему об этом в 1968 году в Симферополе рассказал фронтовик–крымчанин из Симферополя во время случайной встречи в сквере с группой крымских татар перед нынешним Госсоветом Крыма. И хотя этот фронтовик из-за боязни за свою жизнь отказался назвать свою фамилию, имя и отчество он назвал, а Иззет Хаиров их записал в записную книжку. Но эта записная книжка была у него изъята во время одного из десятков обысков в Ташкенте. История эта, несмотря на прошедшие годы, в памяти Иззета Хаирова сохранилась. Об этом он и рассказал Радио Азатлык.