«Я – совесть и смута и чей-то дремучий позор,
Я – крымский татарин,
Я – сын этих солнечных гор».
Последние строки стихотворения Ленура Ибраимова из его 3-ей тетради (начата 27 декабря 1972 года, поселок Занги-Ата, Узбекистан). Поэт предугадал, каким тяжелым будет возвращение крымскотатарского народа на Родину. И назвал причину: крымских татар готовы будут уморить … за свой позор. В романе Ф.Достоевского «Братья Карамазовы» есть описание этого психологического феномена. Отец братьев говорит: «Больше всего ненавижу тех людей, перед которыми виноват, которым сделал подлость. Сделал человеку подлость, и ненавижу его после этого». В результате такой ненависти легче уничтожить человека, чем признать свою вину или «унизиться» до извинений... Приведу стихотворение полностью.
БАЛЛАДА ОБ ОТЧЕМ ДОМЕ
Я – крымский татарин.
Я сын этих солнечных гор,
К которым сегодня прокрался украдкой как вор.
Брюзгливый чиновник, потупивши рыбьи глаза,
Мне выдал прописку... на двадцать четыре часа.
Поклон Аю-Дагу и сизой, туманной яйле!
Как долго я не был на горестной отчей земле,
Вот дом глинобитный, в котором родился и жил.
Ах, как он разросся, посаженный дедом инжир!
А наш виноградник и крошечный каменный сад,
Как прежде, наполнены праздничным звоном цикад.
Тверды и упруги, темны от дождей и росы,
Как дедовы руки – бугристые мышцы лозы.
Мускат дозревает. Да мне урожай не снимать,
Крадусь по задворкам отцовского дома, как тать.
Вот белый колодец и тоненький певчий родник...
В саду копошится какой-то лихой отставник.
Он погреб копает (а, может быть, новый сортир).
Ах, что он наделал – он камень в углу своротил!
Плиту вековую под старой щелястой айвой,
Где все мои предки лежат на восток головой!
Он думает – козьи, и давит их заступом в прах.
Священные кости...
Прости, нечестивца, Аллах!
Как долго и трудно мы смотрим друг дугу в глаза.
Он кличет кого-то, спуская гривастого пса.
Не надо, полковник! Я фруктов твоих не возьму.
Хозяйствуй покуда в моем глинобитном дому.
Я завтра уеду обратно в далекий Чимкент,
Я только смотритель, хранитель отцовских легенд.
Непрошенный призрак, случайная тень на стене.
Хоть горестный пепел стучится и тлеет во мне.
Я – совесть и смута и чей-то дремучий позор,
Я – крымский татарин,
Я – сын этих солнечных гор.
Источник: Л.Ибраимов. Разорвать свое сердце на части. – Симферополь, 2007. – С.138.
Вина — вообще вещь неприятная. Жить с нею тяжело. Например, немцы долго и упорно сопротивлялись ей. Немцам проще было выдумать себе оправдания, пускай и шаткие, лишь бы не соглашаться со своей неправотой.
ОтветитьУдалить