Симферополь. Река Салгир. |
1919-1920 годы.
В стихотворении Б.Чобан-заде «Дунай таша!» (Дунай разливается!) вновь звучит тема самопожертвования. Композиционной основой произведения является психологический параллелизм.
В стихотворении Б.Чобан-заде «Дунай таша!» (Дунай разливается!) вновь звучит тема самопожертвования. Композиционной основой произведения является психологический параллелизм.
Вначале поэт описывает реакцию людей недоуменно глядящих
на разлившийся, бурлящий, грозящий бедой
Дунай: «Что это сталось с рекой?! Сорок лет текла смирно. Что же теперь
случилось?!»
О, Дунай! Этим благочестивым, смирным, довольным своей жизнью людям никогда тебя не понять! «Я видел сегодня, – обращается поэт к Дунаю – как вспенился, как взбунтовался ты
против берегов – своих сторожевых собак. Моя душа сродни тебе!»
Далее речь идет уже о самом поэте: «И я хочу восстать, взбурлить, как ты, чтобы снести с пути человечества все препятствия!» Однако, сказав обо всем человечестве, Чобан-заде не забывает и свой народ: «Хочу высвободить свой народ из узкого русла, вывести его к широкому морю!»
Поэт мечтает освободить народ от гнета, дать ему, наконец, возможность дышать свободно и жить по своему усмотрению, в соответствии и согласии со своей натурой, без навязанного чужой волей русла. Б.Чобан-заде понимает, что это далеко не безобидное предприятие, это борьба, в которой он, скорее всего, погибнет, и на его могильной плите враги напишут: «Слава богу, умер!..» Но борьба стоит того: из пепла пожертвовавших собой, как птица Феникс, возродится народ – свободный, сильный, жизнерадостный.
Далее речь идет уже о самом поэте: «И я хочу восстать, взбурлить, как ты, чтобы снести с пути человечества все препятствия!» Однако, сказав обо всем человечестве, Чобан-заде не забывает и свой народ: «Хочу высвободить свой народ из узкого русла, вывести его к широкому морю!»
Поэт мечтает освободить народ от гнета, дать ему, наконец, возможность дышать свободно и жить по своему усмотрению, в соответствии и согласии со своей натурой, без навязанного чужой волей русла. Б.Чобан-заде понимает, что это далеко не безобидное предприятие, это борьба, в которой он, скорее всего, погибнет, и на его могильной плите враги напишут: «Слава богу, умер!..» Но борьба стоит того: из пепла пожертвовавших собой, как птица Феникс, возродится народ – свободный, сильный, жизнерадостный.
Великий художник Слова - Бекир Чобан-заде! Испив из бездонной чаши его поэзии, возвышеннее и благороднее становится человек.
ОтветитьУдалить