Фрагмент древней мозаики с изображением А. Македонского |
Древнеримский историк Квинт Курций Руф в
«Истории Александра Македонского», написанной им примерно в 41-54 годах,
повествует о встрече скифов с великим полководцем (в сокращении):
«Двадцать скифских
послов, проехав по своему обычаю через лагерь на лошадях, потребовали доложить о
них царю. Впустив в палатку, их пригласили сесть, и они впились глазами в лицо
царя; вероят-но, им, привыкшим судить о силе духа по росту человека, невзрачный
вид царя казался совсем не отвечавшим его славе.
Самый старший из них сказал: «Если бы боги
захотели величину твоего тела сделать равной твоей жадности, ты не уместился бы
на всей земле; одной рукой ты касался бы востока, другой запада, и, достигнув
таких пределов, ты захотел бы узнать, где очаг божественного света. Ты желаешь
даже того, чего не можешь захватить. Из Европы устремился в Азию, из Азии в
Европу; если тебе удастся покорить весь род людской, то ты поведешь войну с
лесами, снегами, реками и дикими животными.
Ты хвалишься, что пришел сюда преследовать
грабителей, а сам грабишь все племена, до которых дошел.
Перейди только Танаис, и ты узнаешь ширину
наших просторов; скифов же ты никогда не настигнешь. Наша бедность будет
быстрее твоего войска, везущего с собой добычу, награбленную у стольких
народов. В другой раз, думая, что мы далеко, ты увидишь нас в своем лагере.
Одинаково стремительно мы и преследуем, и бежим. Поэтому крепче держись за свою судьбу. Она
выскальзывает, и ее нельзя удержать насильно. С кем ты не будешь воевать, в тех
сможешь найти верных друзей.
Никогда мы не ступали ногой на твою землю.
Мы соседи обеих твоих империй, подумай, кого ты хотел бы в нас иметь, врагов
или друзей».
Такими были скифы – люди, кровь которых
течет в жилах современных крымских татар, в подсознании живет их память, а в
сердце – их бесстрашие, верность и справедливость.
Скифам, "привыкшим судить о силе духа по росту человека, невзрачный вид царя казался совсем не отвечавшим его славе". Действительно, Апеллес (живописец, друг Александра Македонского) отмечал, что Александр не обладал богатырским сложением и был равнодушен к атлетическим состязаниям, отдавая предпочтение увеселительным пирам и сражениям.
ОтветитьУдалить