28.01.2020

Рабство в Крыму: курьезный случай

«Человек мой дорогой...»


В крымском мусульманском праве все документы, содержащие решения, постановления и выписки суда, начинались, как правило, с вводной фразы, например: «Поводом для начертания сих письмен и уложения их в строки явилось то, что…» или: «Причиной написания сих строк и обращения к книгам законов явилось то, что…». После «что» следовало краткое содержание иска или спора*.

«Сегодняшнюю» тяжбу (в сокращении) начну с вводной фразы из другого дела. Просто потому, что не хочется, чтобы такая красота пропала в толще судебных записей. Тем более, что вердикт суда по делу, в котором племянник объявил родного дядю своим рабом, вполне достоин этой первой фразы.

Итак, «Причиной приложения пера и поводом к уложению букв в строки явилось то, что…  Абди сын Исы, вызвав в собрание Суда Эльхаджа Аранджы, заявил: «Этот самый Эльхадж Аранджы был рабом нашего досточтимого прадеда Шамак Бая, теперь же требую его». Когда непосредственно был опрошен упомянутый Эльхадж Аранджы, он отвечал отказом, говоря: «Я сын Шамак Бая, а отец этого Абди был нам младшим братом все то время, пока не скончался». У Эльхаджа Аранджы были истребованы доводы и доказательства. Тогда два сына Шамак Бая сказали: «Мы свидетели и свидетельствуем признанию указанного Эльхаджа, что он сын покойного Шамак бая, и отец этого Абди был нашим младшим братом». Свидетельства их были приняты верными. Решение о том, что дело сие пустое и без повода начато, зарегистрировано. Год 1609. 
________________
* Рустемов О. Кадиаскерские книги Крымского ханства: исследования, тексты и переводы. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2017.– С.99-100.

Комментариев нет:

Отправить комментарий