21.01.2020

Тяжбы о разводе и алиментах в Крымском ханстве

Бахчисарайский фонтан. Рис. А.П. Могилевского. 1937 год.
О том, какими были крымские татарки в далеком прошлом, можно судить, в основном, по описаниям путешественников и этнографов, а точнее, по их субъективному взгляду на чужой, экзотичный для них народ. И конечно, это были, в первую очередь, описание внешности, одежды, быта.

Благодаря труду О.Д. Рустемова*, который перевел тексты записей судов шариата Крымского ханства начала XVII – середины XVIII вв., крымскотатарские женщины данного периода предстают перед нами в ином ракурсе. Приведу из данной работы четыре эпизода о разводе и алиментах (в сокращении).

Сухие строки документов, фиксировавших только факты, прозаичность и частота аналогичных дел в государстве удивительно живо рисуют особенности характера сильной женщины. Судите сами.

Год 1608
Курман Бике дочь Ибрахима, вызвав в суд мужа своего по имени Реджеб сына Мекмена, заявила: «Означенный казак Реджеб, творя притеснения, ограничивает меня в содержании и в одежде. Пусть будет определена моя пенсия». Судом на содержание и одежду жены дополнительно было определено выделять в день по три ханских акче нового чекана. Ей было разрешено обращаться с просьбой по необходимости, дабы сыскать долг с ее мужа Реджеба.

Год 1610
Крымская татарка. Худ. Кондратенко Г.П. (1854-1924)
Жительница Бахчисарая Джанхабибе дочь Абдуллаха, вызвав в собрание Суда Шариата своего мужа Джафера сына Хаджи Халиля, сказала: «С упомянутым Джафером у нас нет близости, поэтому я отказываюсь от оговоренной суммы мехр-и мюэджеля [1] в пятьдесят флоринов; также совершенно отказываюсь от остального имущества: ста овец, пяти коров, одной невольницы и двадцати флоринов [2], отказываюсь и от алиментов, а полученные от него [до заключения брака] двадцать флоринов я готова отдать сейчас же, с единственной целью освободиться от замужества и быть свободной от иных исков и препирательств» Непосредственно (опрошенный) Джафер сказал: «Пусть вернет то, что получила и назвала, и будет свободна от тяжбы и препирательств». Упомянутая Джанхабибе тут же в собрании Суда Шариата передала Джаферу означенные двадцать флоринов, и он их принял, и, будучи освобожденным от всех принятых на себя обязательств по выплате мехр-и мюэджеля и алиментов, тут же в суде Шариата дал окончательный развод. И так как с обеих сторон дали они друг другу взаимное прощение и отказались от всех других связанных исков и претензий, было принято решение об их законном и свободном положении, что было зарегистрировано по требованию в соответствии с событием. 

Фото из коллекции «Моя кровь». Yaňı Dünya gazetası
Год 1610
Захиде дочь Хасана, жительница с. Куба, в присутствии разведенного с ней мужа Девина сына Абдуллаха заявила: «Во время тяжбы о разводе Девин, трижды произнеся талак, развелся со мной». Супруг, признавая свой долг за мехр-и мюэджель в двадцать флоринов, сказал, что пять флоринов ему было прощено. По отказу (жена опровергла получение этих денег) оказался неспособным в доказательствах. Вместе с тем Захиде со своей стороны принесла клятву именем могущественного Аллаха. Было принято решение о необходимости выплаты двадцати флоринов и алиментов на срок, пока она считается его женой после развода (три месяца) в размере сто восемьдесят акча. 


Фото из коллекции The QIRIM

Год 1610

Кямиле дочь Мусы в присутствии мужа Али заявила: «Этот самый мой муж Али не в состоянии выделять мне деньги на пропитание и одежду. Я отказываюсь от пятнадцати флоринов мехр-и мюэджелля, но пусть он даст мне развод». После слов ее спросили упомянутого Али, на что он ответил: «Пусть будет от меня совершенно свободна». Сказанное им было зарегистрировано.

Итак, прочитанное выше позволяет сделать вывод о том, что крымские татарки, жившие более 400 лет тому назад, – самодостаточные женщины, уверенные в себе и в том, что имеют полное право на счастье, такое, каким они себе его представляют. Если нашей прапрабабушке что-то не нравилось, она открыто заявляла об этом. Ибо ценила себя и свою жизнь; не переступая через себя, оставалась самой собой, так как для нее были важны принципы и личная свобода. Она не хотела мириться с порочным поведением своего мужчины, и самостоятельно искала выход из создавшегося положения. И была достаточно сильна, чтобы решиться изменить свою жизнь, брала на себя ответственность за свое благополучие и счастье. Вот уж действительно, не голословны утверждения специалистов о том, что в жилах крымских татарок течет кровь амазонок Тавриды.

___________________

* Рустемов О. Кадиаскерские книги Крымского ханства: исследования, тексты и переводы. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2017. – С. 169-170, 172, 175, 214.

1. Мехр-и мюэджель – имущество, которое выделял муж жене, и оно принадлежало только ей. Мехр выплачивался женщине до заключения брака. Мюэджель выплачивался после заключения брака. Если не было оговорено определенное время, то его выплачивала мужская сторона женской стороне в случае развода или смерти одного из супругов.

2. Здесь не ясно, о каких (золотых или серебряных) флоринах идет речь. Проф. И.А. Керимова поясняет, что в тот период одна овца с ягненком стоила один серебряный флорин (то есть 1 хасене), три бычка – 15 флоринов, взрослый буйвол – 4-5 флоринов.

3 комментария:

  1. Энвер Муратов22 января 2020 г. в 06:10

    Очень интересная и полезная информация, особенно для тех, кто ищет в религии пользу только для себя...

    ОтветитьУдалить
  2. Сусанна Халилова22 января 2020 г. в 06:11

    Ах, Авропа, Авропа)))) Да, мы такие)...

    ОтветитьУдалить
  3. предки моей мамы были казанские татары, но смотрю характеры у них были похожи: самодостаточные, сильные, умные женщины

    ОтветитьУдалить