15.07.2019

Правда ли в старинных книгах?


«Я понял тогда, что веками сберегаемая красота обители пускается в оборот, и мне это показалось безмерно досадным; думалось тут же писать обо всем этом, но меня удержало рассуждение плотника, работавшего в монастыре, которого я тогда же встретил и попросил показать, где найти вновь открытую древнюю церковь. Этого милый человек не знал, но зато взялся показать мне крест, тот самый, что, «сказывают, еще раньше самого Христа тут поставлен», и показал. Этот случай меня успокоил; я подумал, что всяческие вымыслы не особенно опасны, пока жива такая беспредельно-наивная вера, смутить которую никто не пожелает, а потому и решил помолчать, пока все успокоится и затихнет».

Цитата из книги А.Л. Бертье-Делагарда «К истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие» (Одесса, 1907-1908, с. 8). В этой работе русский исследователь, военный инженер, историк, археолог, нумизмат, вице-президент Одесского общества истории и древностей, член Московского археологического общества, член-корреспондент Императорской Археологической комиссии, Таврической ученой архивной комиссии пытается разобраться в том, где «вымысел и действительность» в запутанной истории Георгиевского Балаклавского монастыря в Крыму. Отделить, так сказать, плевела от зерен.

Даже столь ученый муж считает, «что всяческие вымыслы не особенно опасны, пока жива такая беспредельно-наивная вера». Вокруг истории крымскотатарского народа полно вымыслов и клеветы, жива и «беспредельно-наивная вера» людей других национальностей в то, что крымские татары – вечный источник опасности для них, а многие крымские татары аналогично «беспредельно» верят в то, что «старые книги не врут».

2 комментария:

  1. На крымскотатарском церковь Кильсе, у караимов КЕНАССА, возможно, эти слова идут от священной горы КАЙЛАС

    ОтветитьУдалить
  2. Слово кенасса происходит от еврейского слова кнессет - собрание.

    ОтветитьУдалить