22.10.2018

Хамам таш


«Для купания в Крыму использовались общественные бани, а с приходом ислама (13-14 вв.) во многих крымскотатарских домах появились сув долапы – душевые кабины для омовений перед намазом или после акта интимной близости супругов. Омовение совершалось при помощи кумана (или гугума), в котором вода могла быть нагрета на очаге. Совершающий омовение стоял на центральной площадке хамам таша (банного камня), чтобы ноги не находились в воде, стекающей с тела. Через стену наружу устанавливался желоб, по которому использованная вода попадала в отдельную от остальных бытовых стоков яму».

Сокращенная цитата из статьи «Изделия из камня в быту у крымских татар ХIХ – начала ХХ века» (Традиционная культура крымских татар. Серия: Этно-Крым. Выпуск 1.: / Чурлу М. Ю. – Симферополь: ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2018) коллекционера Ибрахима Ибрагимова, который отмечает, что в повседневной жизни крымских татар каменные изделия имели широкое применение. Естественно, в первую очередь камень использовался как строительный материал. Крымские татары изготовляли из него конструктивные и художественные элементы архитектуры, а также ручные мельницы – эль дегирмен таш, жернова для больших водяных и ветряных мельниц – сув дегирмен таш и ель дегирмен, молотильный камень – арман таш, поддоны для процедуры омовения – хамам таш, ступки – аван, надмогильные камни – мезар таш, баш таш; каменные раковины и сиденья, применявшиеся в общественных банях, белизлик – колодезные камни, поилки для животных – ашлав, катки – дам таш (применялись для утрамбовки земли на крышах южнобережных жилищ), плоскости для приготовления пищи – пиите таш, точильный камень – къайракъ таш, желоба для отвода воды, тарапаны для отжима виноградного сока, кремни для высекания искры – чакъмак таш.

В исследовании, посвященном хамам ташу, подчеркивается древность этого предмета, который изготовлялся из мягких пород камня, чаще всего из известняка; автор дает подробное описание устройства душевой кабины и отмечает, что в нижней части сув долапа располагался хамам таш. Его назначение было обусловлено религиозными нормами гигиены. Сув долап использовался исключительно для ритуальных целей.

Использовано фото экспоната из коллекции И. Ибрагимова «Хамам таш из Бахчисарая. Район Эски Юрта. Размер камня 75х76 см, высота 24 см, длина желоба 70 см, ширина желоба 30 см, размер выступа в середине – 45х45 см».

4 комментария:

  1. До 19 века в Европе царила ужасающая дикость... Королева Испании Изабелла Кастильская признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками... https://banana.by/index.php?newsid=210602

    ОтветитьУдалить
  2. У Людмилы Улицкой в "Казузусе Кукоцкого" есть эпизод, где доктор-поляк, гинеколог, плачет после осмотра башкирки. В принципе, информации вполне достаточно, чтобы понять, что собой представляет Людмила вечно подмытая Улицкая. Хочется только спросить - не стыдно, дорогая, милая и мытая (вовремя) писательница? А ничо, что башкирки - мусульманки и моются минимум 10 раз в день? Вообще, какая мерзость, это ваша русская современная литература.

    ОтветитьУдалить
  3. Помню, как взорвался от смеха огромный концертный зал, когда М.Задорнов произнес слова: "Чистоплотная таджикская семья..." , а ведь мусульмане, делающие намаз 5 раз в сутки, моются (и подмываются) перед каждым из них. Но немытый мытого не поймет!)))

    ОтветитьУдалить
  4. В каждом крымскотатарском доме была двойная канализационная система: по одной трубе стекали нечистоты из туалета и бани, а по другой - вода после мытья посуды. Таким образом, наш народ никогда не смешивал остатки пищи, которые смывались во время мытья посуды, с нечистотами. К сожалению, в современных домах две сливные ямы никто не предусматривает, а наверное это можно делать и сейчас: туалет и кухня должны располагаться в разных краях дома. Это может быть дорого, но гигиенично и правильно. Это стало бы хорошим тоном для возрождения крымскотатарских культурных и исламских традиций. В Турции эта система сохранилась до сих пор. У крымских ханов были унитазы и водопровод с горячей водой.

    ОтветитьУдалить